Неразрешимая дилемма? Преимущества раздельного обучения.

Раздельное или совместное обучение? Стоит ли, вообще, рассматривать пансион с раздельным обучением как возможное «пристанище» для ребенка в ближайшие годы?


Решение отправить своего несовершеннолетнего ребенка учиться за границу, как правило, принимается не сразу. Ему предшествуют долгие и мучительные раздумья, после которых, наконец, взвесив все «за» и «против», оценив очевидные преимущества, Вы разрешаете этот вопрос положительно: конечно же, школа – пансион!

Британский интернат-долгожитель, швейцарский пансион, больше напоминающий элитный санаторий в предгорной местности, относительно недорогая эксклюзивная канадская частная школа или учебное заведение в центре мегаполиса Америки – в данном случае это не принципиально. Что не выбери – неизбежно «столкнешься» с серьезной дилеммой:

  • раздельное или совместное обучение?
  • стоит ли, вообще, рассматривать пансион с раздельным обучением как возможное «пристанище» для ребенка в ближайшие годы?

В Соединенном Королевстве, образовательная система которого фактически является «прародительницей» частных пансионов Европы, Америки и Канады, предпочтение по-прежнему отдают традиционному британскому sepаrаte eduсаtion.  Хотя, нельзя не заметить, что с  недавних пор в Британии наметились некоторые «сдвиги» в сторону привычной для нас формы совместного обучения.

Открываются общие для девочек и мальчиков средние учебные заведения, многие школы переходят  на joint eduсаtion, все большую популярность приобретает так называемая «бриллиантовая модель» (Diamond Model), суть которой в следующем:

  • маленькие дети до 11 лет обучаются совместно;
  • в подростковый период  до 16 лет дети учатся раздельно;
  • в старших классах уже взрослые студенты 16-18 лет снова учатся вместе, готовясь к поступлению в вуз.

И все же продуктивность раздельного образовательного формата – невероятна. Это подтверждают многочисленные рейтинги. Гендерная же педагогика продолжает набирать обороты уже в мировом масштабе.

В Швеции, к примеру, возрождают «старые добрые» школы. До 1962 года здесь практиковалась раздельная форма обучения – считалось, что маленькие леди,  по определению, не так способны, как представители сильного пола, и потому для них была предусмотрена облегченная образовательная программа. Феминистский «взрыв» уничтожил это предубеждение: обучение стало совместным, программы едиными, а «недалекие» девочки оказались способнее ребят почти по всем предметам, за исключением физкультуры. Недавно шведский министр образования Ян Бьорклунд предложил исследовать возможность организации гендерных школ. Его поддержали многие общественные организации,  и сейчас предложение министра направлено в соответствующие инстанции.

 Гендерная педагогика в тренде сегодня и в США. Представитель образовательного департамента Маргарет Спеллингс не так давно заявила о введении новых алгоритмов, призванных максимально упростить организацию separate education в школах. «Гендерное обучение – это возможность наиболее полно удовлетворить нужды учащихся», - констатировала госпожа Спеллингс.

По мнению Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, эти нововведения в образовательной сфере  США приведут к интенсивному росту и развитию школ, практикующих раздельное обучение. Уже сегодня количество американских separate – schools существенно  возросло.

Россия подошла к этому вопросу с чувством, толком и расстановкой. Образовательным экспериментам здесь предшествовала длительная научно-исследовательская работа под руководством подвижника современного гендерного деления школьников, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Им же и были сформулированы базовые  тезисы-аргументы в пользу раздельного образования.

1.УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

«Разный пол – разный мозг», - такое утверждение ученого может показаться излишне категоричным, однако то, что процессы обработки и закрепления информации у учеников и учениц действительно отличаются друг от друга, сегодня не вызывает сомнений ни у кого. Представители «сильного» пола, прежде всего, ориентированы на поиск смысла, «ухватив» который они уже готовы к немедленному действию. Представительницам «прекрасного» пола, напротив, для «считывания» смысла необходимо больше времени. 

Традиционные приемы «повторения» и «закрепления» материала не для мальчиков, их мозг в этом не нуждается и «отключается» автоматически. Поэтому пресловутые «зубрилы», с легкостью заучивающие тексты, порой, не вникая в смыслы, чаще встречаются среди девочек.  Аналитический склад ума, присущий сильному полу, не позволяет мальчикам «опускаться» до бессмысленного «зубрежа», который обычно  бывает им не под силу.


2.ХАРАКТЕРЫ: МАСКУЛИННЫЙ И ФЕМИННЫЙ

Гендерные различия у детей проявляют себя очень рано. Прежде всего, это «считывается» в поведенческом «рисунке».

Гиперактивность, азартность, бесшабашность, характерные для поведения мальчишек, принципиально отличают их от сдержанных, уравновешанных, аккуратных и усидчивых девочек. Понятно, что воспитательная работа с мальчиками должна отличаться от педагогических подходов к девочкам.

Мальчики не в состоянии удержать внимание на чем-то одном более 20-25 минут -  необходим активный отдых, физическая (и психологическая) разгрузка. Вместо этого, маленькому представителю «сильного пола» навязывают «феминный» тип поведения, чуждый ему изначально. От него требуют сдержанности, усидчивости, чинного поведения, тем самым, вызывая лишь отвращение к школе. Все это может обернуться весьма плачевно: детские врачи в 85% случаев диагностируют психологические проблемы  именно у мальчиков.

Такую уязвимость  школьников специалисты объясняют влиянием со стороны одноклассниц-девочек и педагогов-женщин.   Перенимая женский тип поведения,  мальчик «феминизируется». Как следствие - нерешительность, боязливость, безответственность и инфантильность.

Все эти проблемы удается «обойти» при раздельном обучении.

3.ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ

Существенны различия и в особенностях и темпах развития школьников и школьниц: девочки развиваются быстрее.  При раздельном формате обучения женская половина «двигается» вперед в естественном темпе, не оглядываясь на мужскую, заметно отстающую на определенном этапе.

В смешанных школах и классах у мальчика может развиться комплекс неполноценности, он может отказаться от учебы вообще. Тогда как  в условиях дискретности и равных возможностей, у подростка появляются серьезные мотивации для саморазвития и совершенствования. В результате – высокие показатели успеваемости.


4.ПРЕДРАССУДКАМ И СТЕРЕОТИПАМ  - НЕТ!

Распространенные гендерные стереотипы, так часто встречающиеся в социуме, продолжают доминировать в школах смешанного типа. Педагоги навязывают учащимся косные взгляды в вопросах выбора вуза и профессии. К примеру, Аню убеждают в том, то специальность программиста более подходит Ване, которому, в свою очередь, внушают, мол, не мужское это занятие – кроить и шить. В результате, мир теряет великих дизайнеров.

Свобода выбора студентов пансионов, где  предпочтение все еще отдается раздельному образованию, ничем не ограничена. В школах этого типа царит атмосфера раскрепощенности, и к любому решению ученика или ученицы относятся с равным интересом и пониманием. Выпускницы школ для маленьких леди Харрогэйт по статистике чаше выбирают изучение точных наук и медицинские дисциплины и успешно поступают в ведущие вузы мира, чем очень гордится их alma mater.

Для максимального раскрытия своих, присущих только женскому полу, качеств, девочке необходима такая  среда обучения, где эмоциональные контакты и открытость ценятся превыше всего. Природу представительниц «слабого» пола отличают такие сильные стороны, как оптимизм, терпеливость и дипломатия. В смешанной школе, с ее поголовной «уравниловкой», эти качества могут «потеряться».

Иные приоритеты у представителей «сильной» половины. Мальчикам присуще стремление к статусу лидера в условия здоровой конкуренции, они не боятся ситуаций, сопряженных с риском и не упускают шансов испытать фортуну. Мальчишкам и юношам претят пораженческие настроения, в общении со взрослыми и ровесниками они предпочитают прямолинейность и бескомпромиссность. Программы и методики обучения в школах ориентируются на особенности «мужского» психотипа.

Не стоит думать, что separate schools – это какие-то монастыри, предполагающие аскетичный образ жизни. Общение между собой учеников и учениц не только не ограничивается, но даже поощряется. Британская традиция «дружить домами», к примеру, соблюдается уже несколько веков. Школы для мальчиков проводят совместные мероприятия со школами для девочек, сообща организовывают досуг: постановка школьных спектаклей, проведение концертов, походы и познавательные экскурсии. Не возбраняется и общение с учащимися совместных школ.

Что касается повседневных школьных будней, то при раздельном обучении, отсутствие забот и вопросов, связанных с проблемами переходного возраста, когда подросток впервые открывает для себя противоположный пол, дает возможность подростку всецело сконцентрироваться на учебе и задуматься о своем будущем. Ничто и, главное, никто не отвлекает внимания! 

Современная педагогическая мысль отмечает такие «плюсовые» моменты раздельного обучения, как:

более высокая успеваемость;

гармоничное развитие, без комплексов и взаимоподавления;

снижение риска возникновения возможных конфликтных ситуаций;

улучшение психофизиологического состояния учащихся.

Разумеется, как и у любой социально значимой тенденции, у раздельной формы образования есть и противники.

Однако отмечаемых «минусов» значительно меньше и они весьма сомнительны,  а постоянное расширение практики подобных классов и школ, ее растущая популярность среди и учеников, и родителей, и педагогов говорят о несостоятельности всех аргументов с  приставкой «контр».