Как совместить приятное с полезным? Поговорим о каникулярных программах

Каждый родитель хочет обеспечить ребенку не только увлекательное приключение и прекрасный отдых, но и многостороннее личностное развитие

«Как я провел лето» - мы все хорошо помним эту фразу со времен школьной скамьи, ровно, как и педантичную «марьиванну», с каким-то торжествующим злорадством выводящую каллиграфическим почерком на доске тему сочинения. Мол, все, недоросли, лето красное пропели  -  пора и за ум браться. Так начинался каждый учебный год, да и сегодня картина не изменилась. А «несчастные» школьники, не успевшие пока «переключиться» с режима «ничегонеделанья» на «трудовые будни» и все еще пребывающие в состоянии летней эйфории, со вздохом приступают к выполнению задания.

Тогда сочинения школьников разнообразием особо не отличались. Дача за городом, линейки и  строгие воспитатели в пионерском лагере, семейный отдых на море, а для « продвинутых» счастливчиков – топовый «Артек».


Принципиально иная картина сейчас. К стандартным «хочу» и «могу» (чаще – «хочу», но «не могу»), руководствуясь которыми утверждали на семейном совете ту или иную программу летнего отдыха в недалеком прошлом, добавились прагматичные «почему?», «зачем?» « в чем польза?» и, вообще, «стоит ли игра свеч?».

На смену пионерским лагерям, давно канувшим в лету, пришли языковые школы и летние тематические лагеря за рубежом. Да и «на деревню к бабушке» отправлять свое чадо не представляется уже целесообразным. Современные родители, планируя летний отдых для своего ребенка, все чаще обращают внимание на многочисленные предложения каникулярных программ, обещающих обеспечить ребенку не только увлекательное приключение и прекрасный отдых, но и многостороннее личностное развитие, совершенствование языковых навыков и приобретение новых. В общем, пресловутая возможность совместить полезное с приятным.  

Количество предложений зашкаливает даже  для интернета. А это значит, что потребительский спрос также не «дремлет» и постоянно растет.

Почему  все больше родителей решают отправить ребенка в летний лагерь или языковую школу за границу? Будем разбираться. Но сначала несколько слов о различии между двумя типами детского летнего отдыха за рубежом.

Тематический лагерь или языковая школа?

Принципиальной разницы между ними нет. Обе программы подразумевают изучение либо совершенствование  иностранного языка. Отличаются подходы к самому процессу освоения ребенком неродного языка, по-разному расставлены акценты.

В летней лингвистической школе на первом плане – изучение языка в его привычном традиционном понимании: самостоятельно разработанная методика, учебные материалы, проверочное тестирование, квалифицированные педагоги, специализирующиеся на преподавании языка как иностранного. На занятиях, интенсивность которых варьируется от 10 до 30 часов в неделю, отрабатываются все языковые навыки: устная и письменная речь, аудирование, грамматический материал и четкость произношения.

Вторая половина дня и выходные – время досуга, который планируется ребенком самостоятельно. На выбор предлагаются различные виды творческих и спортивных мероприятий.

Иногда программа подразумевает подготовительные курсы для планирующих поступать в зарубежный вуз старшеклассников, а для тех, кто помладше, само пребывание в такой школе – отличная подготовка к жизни в boarding school.             

Тематические лагеря отдают предпочтение современной методике погружения в языковую среду. Здесь нет расписаний, учебников и тетрадей, поднадоевших за девять месяцев школьных будней, - иностранный язык осваивается в процессе неформального живого общения. Работники являются носителями языка, да и приезжают туда в основном не новички, а дети, уже не раз побывавшие в этом или подобном ему лагере, относительно хорошо владеющие языком. К тому же здесь отдыхает много местных  школьников. Цель этой летней программы – вовлечь ребенка в коммуникативный процесс, максимально  разговорить в свободной атмосфере занятий спортом, познавательных экскурсий, развлекательных мероприятий. Большинство американских и европейских лагерей предлагают программы с каким-либо уклоном – «программы плюс».  Например, теннисные или баскетбольные школы, киноакадемии, драматические кружки и т.д. 

Ваш выбор

Рекомендуем  прислушаться к советам людей знающих, неоднократно отправлявших детей в увлекательное образовательное путешествие. Оптимальный вариант – скомбинировать две программы, тем самым дать возможность ребенку сначала овладеть необходимыми навыками нужного уровня в школе, а затем опробировать и усовершенствовать свои знания на практике в лагере.

К примеру, сначала школьник едет на две недели в Хаверфорд (штат Пенсильвания), где проходит курс английского языка, затем – две недели проводит в лагере искусств (Нью-Йорк). 

Haverford College – одно из самых престижных учебных заведений в США, в программу которого включен летний интенсивный курс английского языка для иностранных школьников от 10 до 18 лет. Расписание подразумевает шесть часов английского ежедневно, из которых четыре отводится на освоение грамматики и лексики, два – беседа на заданную тему (бизнес, кино, планы на будущее и т.д.). В программу включены также дополнительные занятия, выбираемые самим ребенком (футбол или гольф, театр или кино, фотография, мода и дизайн – опций очень много).

В арт-лагере Lake Art Camp две недели ребенок будет чувствовать себя свободнее. Здесь школьники сами составляют себе расписание, которое не предполагает учебные языковые дисциплины (каникулы!), а ограничивается занятиями спортом и арт-программами. Список внушительный: видеоарт, коллаж, дизайн, фотоколлаж, живопись, актерское мастерство… + верховая езда, водное поло, синхронное плавание, мотоспорт, серфинг…перечень говорит сам за себя!

Итак, поразмыслив, посоветовавшись с друзьями, бегло просмотрев интернет-страницы с предложениями и обсудив некоторые детали с ребенком, Вы склоняетесь к тому, чтобы подарить эту заманчивую летнюю поездку сыну или дочери. Но принять окончательное решение что-то мешает. Вы как истинный прагматик (а это болезнь нашего века) привыкли выстраивать свою систему поступков, ориентируясь исключительно на конкретный результат. Самым важным для Вас является не остаться в проигрыше. Вопрос полезности/бесполезности для Вас принципиален в любой ситуации.

 Так что же даст Вашему ребенку эта поездка?

Language immersion (погружение в языковую среду) сегодня рассматривается как наиболее эффективный метод изучения второго (третьего, четвертого…) языка.  Бытовое общение с носителями языка в непосредственной обстановке (помимо делового и учебного) – одно из обязательных условий действенности этой методики. Персонал языковых школ и тематических лагерей, большая часть которого всегда носители, обеспечивает доставку школьника от аэропорта до места проживания, педагоги и вожатые помогают ребенку на занятиях и в организации досуга – изучаемый язык будет сопровождать участника программы всегда и везде.

  • Если Вы планируете определить ребенка в школу-пансион за границей, то понимаете, что языковые навыки и умение ими свободно пользоваться помогут ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к новой иноязычной среде.
  • Любые экзамены, а вступительные экзамены в зарубежный вуз в особенности, - это всегда потенциально травмирующая ситуация для подростка. Участие в каникулярной программе повысит самооценку будущего абитуриента и придаст уверенности в себе, в своих способностях и возможностях. Кроме того, в условиях постоянно растущей конкуренции среди поступающих в престижные вузы, кандидату просто необходимо иметь преимущества над остальными. Приемная комиссия непременно  обратит внимание на его уровень владения языком  и оценит это.
  • В условиях глобализации экономики и других сфер, процессы которой мы наблюдаем, знание иностранных языков уже давно является жизненной необходимостью. Чем больше языков знает кандидат на свободную вакансию интересующей его организации, чем выше его уровень владения языком, тем больше у него шансов трудоустроиться.
  • Возможность прочитать книгу, посмотреть фильм или послушать песню на языке автора-создателя приобщает к мировой культуре и расширяет мировоззрение.
  • Осуществление мечты стать бывалым путешественником и посмотреть мир невозможно без изучения иностранных языков. Какой ребенок этим не грезит?! Элементарные разговорные фразы обиходной лексики (заказ еды или напитков, общественный транспорт, просьба о помощи и т.д.) надолго войдут в активный тезаурус ребенка даже за несколько недель пребывания в иноязычной среде.

Аргументов предостаточно. Учтите также, что помимо освоения и совершенствования лингвистических навыков, летняя каникулярная программа – это здоровый активный отдых, интересное времяпровождение, возможность найти друзей по всему миру и опыт самостоятельной жизни.

Понятно, что не каждый готов отпустить ребенка одного в чужую страну. Порой сын или дочь задерживается на полчаса, не звонит и не отвечает на звонки, а родители уже не находят себе места и начинают бить в колокола. И это не зависит от возраста чада – родитель есть родитель. Однако каникулярные языковые программы предусматривают и это. Почти каждая программа имеет опцию «семейный отдых», когда родители и дети посещают занятия в одно время, но в разных группах. Семейные программы составляются так, чтобы свести к минимуму Ваши волнения: группы для взрослых и группы для детей находятся, как правило, в одном здании. Свободное от занятий время семья проводит вместе по собственному усмотрению. Некоторые программы предлагают обучение языку для детей от трех лет. Уроки для малышей проводятся в игровой форме, а присутствие мамы или папы рядом способствует лучшему усвоению материала. Подобный отдых очень популярен среди семей, имеющих маленьких детей и планирующих переезд за границу.

Если же Вы все-таки решили воспользоваться одной из каникулярных программ, не подразумевающих присутствие родителей, и отправить своего ребенка на лето за границу одного, воспользуйтесь нашими рекомендациями при выборе школы или лагеря.  

Проще всего на скорую руку ознакомиться с поверхностной информацией, предлагаемой брошюрами, рекламными видеороликами или интернетом. Однако, согласитесь, поездка несовершеннолетнего в чужую страну – это вопрос, при решении которого экономия времени недопустима. Идеальным вариантом было бы посетить лагерь или школу, увидеть все воочию, поговорить непосредственно с директором и персоналом. К сожалению, такой способ сбора информации осуществим не для большинства. Остается только постараться «добыть» максимум сведений от представителей  авторитетных в Вашей стране консалтинговых агентств.

Перечень приблизительных вопросов к консультанту:

Какова философия  программы?

В чем преимущества именно этой программы?

Что будет способствовать личностному росту ребенка?

Имеются ли какие-либо подтверждения успешности программы (награды, дипломы, сертификаты)?

Как разрешаются конфликтные ситуации? Что предпринимается при нарушении правил детьми?

Каков опыт работы с детьми и средний возраст персонала?

Какое количественное соотношение преподавателей/вожатых и отдыхающих?

Совсем не лишним будет поговорить с родителями, которые уже отправляли своих детей за границу по выбранной Вами программе, а также и с самим ребенком.

Разузнайте подробнее:

• Изменился ли ребенок после участия в программе? Если да, то как?

• Пригодился ли полученный опыт ребенку по возвращении?

• Что именно понравилось и не понравилось ребенку?

Если лично для себя Вы сделали соответствующие выводы, решили, что этой программе можно полностью доверять, и она отвечает интересам Вашего ребенка – смело говорите себе «да!». Будьте уверены, что такое решение осчастливит сына или дочь и не принесет ничего, кроме пользы.