SAT – входной билет в топовые вузы Америки

Тестирование в американской образовательной системе практикуется уже почти сто лет

Тестирование, тестирование и еще раз тестирование

Вопрос о тестировании называют одним из самых больных мест американской модели образования, аргументируя это рассуждениями о невозможности разработать тесты, которые бы учитывали все культурные и экономические факторы и были бы способны объективно оценить не только формальные «достижения», но и потенциалы обучаемости в целом. Суть образовательной политики, в основе которой лежат поиски универсального способа тестирования, обозначили как «благие, но близорукие стремления, которыми вымощена дорога в ад». Заметим, что такое резкое определение было сформулировано не каким-нибудь циничным американофобом и даже не распрощавшимся навсегда с  «американской мечтой» абитуриентом-лузером. Приведенное высказывание – это основной вывод, к которому приходит профессор, почетный декан факультета журналистики Колумбийского университета, собкор еженедельника «Нью-Йоркер» Николас Леманн в своем документальном исследовании социальных реформ 20-го столетия "The Big Test: The Secret History of the American Meritocracy " (1999).

Тестирование в американской образовательной системе практикуется уже почти сто лет. Последние 15 лет тестов становится все больше, ровно как и скептически настроенных критиков такой системы оценки знаний.

Современные американские школьники, включая первоклашек, большую часть времени, отведенного на образование в его изначальном, традиционном понимании, тратят на подготовку ко всевозможным тестовым проверкам. Задуманное как инструмент повышения качества образования тестирование постепенно превращается в «навязчивую идею».

Педагоги из числа противников «тестомании», ратующие за упразднение такой системы оценивания знаний, приводят следующие доводы:

• почти во всех школах учителя вынуждены отдавать предпочтение  дисциплинам, подразумевающим тестовые проверки, при этом игнорируются остальные предметы;

• в условиях «тотального» тестирования педагоги практически лишаются возможности по-настоящему заинтересовать предметом учеников;

•  прямая зависимость финансирования и итоговой аттестации средних учебных заведений от результатов тестирования приводит ко всевозможным манипуляциям (к примеру, не прошедших тест учеников не включают в программную отчетность, дабы не «портить» общие показатели.

По сути, обучение в американской школе представляет собой «полигон» для натаскивания школьников на успешную сдачу тестов, и сколько бы ни критиковали систему непосредственные участники учебного процесса (учителя и различные образовательные организации), слышать, а главное, слушать их никто не торопится.

Но проводимые в рамках 12-летнего образования (т.н. система К-12) тестовые проверки не являются единственным источником треволнений учеников и их родителей. Сильнейшее эмоциональное напряжение создает основное препятствие на пути к высшему образованию – стандартизированный общефедеральный тест на проверку интеллектуальных способностей выпускников средней школы – SAT (Scholastic Aptitude Test – «академический оценочный тест»).

Один из учеников, недавно переехавший с родителями  в другой, более престижный район Нью-Йорка, описал подробно  последствия той психологической нагрузки, которую вынуждены выносить американские школьники, готовящиеся к сдаче SAT. Вот что говорит Майкл Спэнд о своих сверстниках, будущих студентов Гарварда, Принстона и Йеля: «Сразу бросалась в глаза  физическая истощенность, которая однозначно указывала на проблемы со здоровьем. В их поведении было какое-то исключительное послушание и что-то от роботов. Что касается креативности, то она была явно в минусе».

Надо сказать, что недовольных экзаменом SAT было много с самого его появления и «запуска» в учебные заведения.

Немного ретроспекции

До середины 40-х г.г. ХХ века в США не было единого общенационального теста для поступления в вузы. Двуполярность американской системы высшего образования соответствовала общественно-политической жизни в штатах, с ее контрастами и социальным расслоением:

• верх – элитные частные колледжи Восточного побережья;

• низ - многочисленное «сообщество» малобюджетных государственных колледжей

К 1934 году в Гарвардском университете окончательно сложилась атмосфера «джентельменского клуба», что очень не нравилось занимавшему тогда должность президента Гарварда Джеймсу  Конэнту. Тогда же и было принято решение о стипендиях для талантливых и успешных студентов со Среднего Запада. Для отбора «самых-самых» Джеймс Конэнт решил воспользоваться «Тестом на способности к обучению» ("Scholastic Aptitude Test" - "SAT"), в основе которого была положена методика IQ.

Изначально тест был разработан психологом Карлом Бригэмом в 1901 году. Тогда же был создан Университетский совет (Cоllege Board) – организация, объединяющая свыше 5000 образовательных учреждений разных категорий: от школ до университетов. Основной вид деятельности College Board – администрирование стандартизированных тестов для образовательных програм. Университетский совет занимается разработкой и исследованиями теста SAT.

Введение SAT в гарвардскую систему образования - это  наивная попытка Коэнта сформировать американскую «естественную элиту». Профессор полагал, что ему удастся воспитать «новых платонов», которые и будут руководить Американской Республикой.

Вскоре гарвардский опыт стали активно использовать другие университеты – так SAT стал основным «инструментом» оценивания учащихся на вступительных экзаменах в лучшие вузы США.

В колледж или в университет? - Тест SAT!

Американские школьники, желающие продолжить свое образование в колледже или университете, готовятся к сдаче общефедерального академического оценочного теста, по результатам которого и зачисляют в вузы США. (также учитывается и средний оценочный балл по основным школьным дисциплинам). Как правило, SАT-испытание проходят в 11-м классе, реже - в начале 12-го.

Приблизительно за 5-6 месяцев до выпускного школьники получают письменный ответ о зачислении или незачислении в вуз. Точнее ответы: как правило, абитуриент посылает заявки в несколько учебных заведений, и потому приходит сразу несколько писем с результатами SAT-тестирования. Выпускник имеет право выбирать из нескольких вузов.

Структура SAT- тестирования не является чем-то новым для американского абитуриента. Мы знаем, что уже с первого класса в школах США ученики сдают множество письменных тестов. Устные экзамены почти не практикуются. По сути, первый «настоящий» устный экзамен американец сдает уже работодателю на интервью.

О том, насколько важную роль играет SAT в жизни американцев, говорит та «истерия», раздуваемая вокруг него: в учебные программы лучших школ вводят специальные дисциплины, ориентированные на сдачу SAT, интенсивно развивается целая отрасль, специализирующаяся на SAT-подготовке ( ежегодный доход – 2 миллиарда долларов), а родители, в свою очередь, готовы выкладывать огромные сумы на подготовку родного чада к одному из самых серьезных для американца испытаний.

Исключением не являются и абитуриенты из других стран. Если Вы твердо решили во что бы то ни стало «покорить» один из престижных американских вузов – SAT-испытания Вам не обойти.

Несмотря на все негодования со стороны американской общественности, а американца, как известно, хлебом не корми, дай только покритиковать и выразить протест, сдвинуть с мертвой точки ситуацию никому не удается, а SAT благополучно живет и процветает уже больше ста лет. Непрерывная активная деятельность College Board периодически вносит изменения, но они не так существенны, и общие принципы и структура теста почти не меняется.

Структура SAT

Тест SAT существует в двух формах:

• определение общего интеллектуального уровня и потенциалов (навыки логического и математического мышления, а также лексический запас и умения его применять)  -  SAT1;

• предметный тест – SAT2.

Предметный тест не является обязательным, тестирование SAT2 включено в список требований к абитуриенту только в некоторых университетах и колледжах США. Если же система требований вузов предполагает сдачу этого теста, то сдается он отдельно от SAT1, с большим временным интервалом.

Обязательное условие – написание эссе, цель которого оценить степень владения языком и умение использовать слова и отдельные фразы в едином потоке письменной речи. Абитуриент должен описать одно из самых запомнившихся ему событий в жизни. Кроме того, поступающему нужно грамотно представить самого себя, изложить видение мира и самого себя в нем, рассказать о своих планах на будущее.

Задуманное как аналитическая life-history, эссе редко отвечает требованиям.  Чаще абитуриенты лишь поверхностно описывают какой-нибудь малозначительный случай, не дающий никакого представления о личности самого автора, его ценностях и идеалах. Поэтому при решении о приеме в вуз баллы, полученные за это задание, не  играют решающей  роли. В первую очередь экзаменационная комиссия обращает внимание на результаты самого теста SAT, рассматриваемые многими колледжами и университетами США как единственный критерий оценивания поступающего.

И SAT1, и SAT2 сдается в письменной вопросно-ответной форме -  multiple-choice questions.

Продолжительность SAT1 – 3 часа + 1 час выделяется на эссе. Последний тест 2016 года включал:

• 2 лингвистических секции (анализ текста + письменный язык);

• 2 математических секции (без калькулятора и с калькулятором);

• написание эссе.

Количество вопросов распределяется следующим образом:

• 52 – анализ текста;

• 44 -  письменный язык;

• 20 – математика без калькулятора;

• 38 – математика с калькулятором.

У абитуриентов из стран СНГ больше всего проблем возникает при решении математической секции:

1. Часто абитуриент, владеющий английским, почти как родным, не «улавливает» сути вопроса по причине незнания специальной английской математической терминологии.

2.  Многие темы, задействованные в тесте, не включены в наши учебные программы.  Например, такие разделы математики, как теория вероятности, комбинаторика, статистика и анализ данных.

Предметная область SAT2 охватывает такие дисциплины, как литература, всемирная история и история США, два уровня математики, биология, химия, физика, немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, китайский, корейский и даже латинский языки. Обычно поступающий сам выбирает между этими предметами, однако отдельные вузы, в первую очередь, университеты топ-50, требуют сдачу определенных дисциплин.

Подавая заявку на сдачу того или иного предмета – убедитесь, нужен ли этот экзамен для выбранного Вами профиля!

Дополнительные сведения

• для сдачи теста SAT не имеет значения Ваш возраст;

• экзамены проводятся семь раз в год;

• количество попыток не ограничено;

• тестовые SAT-центры имеются в большинстве стран мира.

О SAT в мировой паутине информации много, но чаще всего это просто ничем не подтвержденные слухи, на уровне – «знакомая моего знакомого рассказывала». Не стоит верить «байкам», обращать внимания на резкости в адрес теста со стороны тех, кто «против», серьезно прислушиваться к всякого рода «страшилкам». Никто не говорит, что будет легко – попотеть, конечно, придется. Без труда…всем известна концовка этой пресловутой пословицы.

Серьезная подготовка и хорошо продуманная стратегия обеспечит Вам высокий балл. А успех на экзамене, в свою очередь, наградит ключами от дверей престижных американских вузов, откроет прямую дорогу в мир «сильных мира сего», подарит неограниченные возможности.