ВЕЛИКОБРИТАНИЯ versus США: выбираем одно – от другого отказываемся

Образовательная система и законодательство в отношении обучения иностранных граждан в выбранной стране – это первое, с чем необходимо ознакомиться и скрупулезно «отфильтровать»

Бесконечные дилеммы, серьезные и не очень, - движущая сила нашей жизни. Без этих, часто утомительных, «или – или» человеческое существование превратилось бы в бесконечный «день сурка», инертное следование привычному шаблону в режиме non-stop. С проблемой выбора сталкивается каждый из нас ежедневно и ежечасно.

К решению продолжить свое образование в одном из зарубежных вузов никогда не приходят спонтанно – чаще всего этому предшествуют сомнения, многочисленные вопросы, тщательные взвешивания «за» и «против». А окончательный «вердикт» в пользу «да» отнюдь не избавляет от других вопросительных знаков, связанных с выбором страны, учебного заведения, факультета и т.д. Цепочка бесконечна. Образовательный проект – это не планирование уик-энда!

Вопрос языка обучения, как правило,  не является проблемой. Разумеется,  чаще выбирают язык, лингвогеография которого охватывает большую часть земного шара – универсальный the English language. И хотя англоязычные программы сегодня предусмотрены в большинстве вузов стран Европы, в бессменных фаворитах остаются Британия и США.

Мегаполис свободомыслия или заповедник старины? Историческая родина языка международного общения или государство, в котором нет единого государственного языка, а английский, как это не парадоксально, официален только в некоторых штатах? Выбор не из легких, но сделать его необходимо здесь и сейчас. Ведь завтра не существует, а колебание прощается только маятнику.

Преувеличение значимости личных пристрастий при выборе страны – частая ошибка, допускаемая будущими студентами. Кого-то влечет история, и только поэтому предпочтение отдается Британии, где многовековая культура живет повсюду – на улицах старинных городов, в стенах древних замков и крепостей. Идеал среды обитания других – мегаполис, открытый для любых проявлений свободомыслия и толерантности, что становится главным аргументом в пользу образовательной поездки за океан. Третьи пальму первенства вручают той стране, климатические условия которой им, как они полагают, больше подходят по темпераменту. Апологет аmerican way of life будет рассуждать примерно так: «Туманный Альбион – это частые дожди, переменная облачность и беспросветная депрессия. Штаты же включают несколько климатических зон, и я могу выбрать ту, которая больше мне по нраву». На первый взгляд, доводы вполне убедительны - молодому человеку предстоит жить, и не один год, в стране, которую он выберет. Однако подобная аргументация рухнет, как карточный домик, если вспомнить, что это не туристическая поездка, а – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ! И отправляетесь Вы не за впечатлениями от архитектурных шедевров английской готики, и не за селфи на Бруклинском мосту.  Получение образования – «штука» серьезная, а обучение заграницей  -  тем более. Следовательно, и к вопросу выбора страны обучения относиться нужно со всей серьезностью, ответственностью и математическим прагматизмом. Образовательная система и законодательство в отношении обучения иностранных граждан в выбранной стране – это первое, с чем необходимо ознакомиться и скрупулезно «отфильтровать». Зри в корень, как сказал бы один небезызвестный острослов. А мы постараемся помочь.


СКОЛЬКО СТОИТ БУДУЩЕЕ?

Существует распространенное мнение, будто стоимость обучения в британском вузе и плата за американский университет – несоизмеримы. Мол, образование в Англии намного дешевле и кажется «копеечным пустяком»  в сравнении с астрономическими суммами, которые необходимо выложить потенциальному обладателю американского диплома. Это не совсем так. Вероятно, в основе этого популярного мифа лежит ценовая политика самых престижных вузов Америки, вроде Гарварда, год обучения в котором обходится как минимум в $60000.

В действительности, образование, как  в Британии, так и в США -  удовольствие не из дешевых, однако ценовые диапазоны в обоих случаях приблизительно равновелики. Для сравнения, малоизвестный британский Университет Центрального Ланкашира (UCLAN) и знаменитый Калифорнийский Университет в Лос-Анжелесе с похожей аббревиатурой (UCLA). Стоимость обучения в одном из лучших вузов мира – UCLA($13200 в год), несмотря на все его регалии и «топовость», эквивалентна стоимости образования в UCLAN($13000).

Представитель Нью-Йоркского Института Образования, Пегги Блюменталь, подчеркнула прямую связь распространенного заблуждения о «дороговизне» американского высшего образования и широкого диапазона цен на образовательные услуги в США: «Существенная разница между самой высокой и самой низкой ценой на образовательные услуги в американских вузах часто вводит в заблуждение некомпетентных в этом вопросе дилетантов. Отсюда – представления о зашкаливающих ценах. На самом же деле, в США немало университетов, стоимость обучения в которых вполне сопоставима с ценами в британских и других европейских вузах».

AT THE STARTING

Отправной точкой для осуществления вашей мечты-идеи о получении образования в англоязычной стране станет получение документа, подтверждающего вашу подготовленность к обучению в вузе. В Америке - это сертификат SAT, в Британии – A-Levels.

Квалификационный сертификат A-Levels вручается после сдачи специального экзамена, итоги которого и определяют дальнейшую судьбу испытуемого – высокий оценочный балл гарантирует зачисление в ведущие университеты Англии и некоторых других стран. Британские школьники готовятся к сдаче A-Levels в выпускных классах, для иностранных абитуриентов предусмотрены специальные  подготовительные программы: самая «раскрученная», презентуемая как наиболее оптимальная двух годичная программа A-Levels; ее ускоренный вариант, для особо одаренных, - годичный интенсивный курс; и, наконец, «спасательный круг» - разработанная специально для иностранцев программа FOUNDATION. Последняя требует оговорки, потому как миссия «спасателя» в случае с FOUNDATION ограничивается экономией времени (меньше года), что же касается гарантий и подстраховки – отнюдь. Программа эта ориентирована на университеты второго плана, да и серьезным отношением к себе среди британцев похвастаться она не может.

Теоретически сдача A-Level возможна и без прохождения подготовительной программы, приехал-сдал-победил, но конкуренция среди британских абитуриентов настолько велика, что даже высокая успеваемость и близкий к совершенству уровень владения языком не могут гарантировать успех. Поэтому не стоит особо обольщаться на свой счет – британские школьники, и те, корпят над учебниками в течение двух лет, целенаправленно готовясь, пожалуй, к первой серьезной проверке на пригодность. Так что, будь ты хоть семи пядей во лбу – а начинать, скорее всего, придется с азов, усвоение которых займет 24 месяца классического курса A-Lеvels.

В отличие от британцев, менее педантичные жители Нового Света не предусмотрели специальных предвузовских подготовок, однако за них это сделала сама рыночная экономика. Пиетет, которым окружили американцы тест SAT, в погоне за «американской мечтой» для своих детей, породил на рынке (и не только американском) множество предложений от репетиторов и всевозможных курсов групповой подготовки к экзамену.

Экзамены A-Levels и SAT любят сравнивать. «Эксперты» от паутины иногда пишут о том, что успешная сдача A-Levels – это 100% гарантии зачисления в британский университет, тогда как американскому SAT отводится лишь 25%. Заявления эти аргументируются тем, что американские университеты большее значение придают рекомендательным письмам или социальной активности абитуриента.

Со своей стороны, после скрупулезного изучения отзывов непосредственных участников испытательного «действа», комментариев выдержавших или проваливших экзамен, мы можем с уверенностью констатировать, что британский экзамен сложнее американского. Математические задания A-Levels, к примеру, охватывают намного больше материала, чем аналогичный раздел SAT. Причем, на экзамен A-Levels отводится всего 90 минут, тогда как над решением SAT-заданий трудятся четыре часа.


ЧЕМУ УЧИТЬ И КАК УЧИТЬ

Ревностное следование традициям, особое восприятие своего исторического прошлого и осторожное отношение ко всякого рода новшествам благоприятно сказались на многих аспектах британской жизни. Не является исключением и образовательная сфера. Английские вузы до сих пор придерживаются классического университетского принципа «чем меньше, тем эффективнее». Имеется в виду количество студентов на одного преподавателя. В британских вузах семинары проходят в небольших группах -  не более 20-ти человек.

Университеты и колледжи США приоритет отдают лекциям, а не семинарам, и эти предпочтения остаются неизменными до последнего семестра бакалаврской программы.  Послушать лектора порой собирается до 300 слушателей. Вообще, американские учебные программы подразумевают проведение семинарских занятий и студенческие дискуссии, но именитые профессора включаются в этот процесс крайне редко и перекладывают эти обязанности на молодых, неопытных специалистов. В результате, студенты недополучают того уникального профессионального опыта, приобрести который возможно только при непосредственном живом общении с педагогом, - практические навыки невольно «задвигаются» системой на задний план. Преподавательский состав, напротив, от сложившейся модели образования только выигрывает: выкраивается больше времени на собственно научные изыскания и исследовательскую работу. Парадокс в том, что студенты видят этого преподавателя, ученого с мировым именем, максимум раз в неделю и то в переполненных лекционных залах.

ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ

Предположим, что получение заветного сертификата  позади, Вы произвели должное впечатление на приемную комиссию и уже числитесь в рядах студентов университета своей мечты. Но состояние эйфории быстро сменяется новым предвкушением - в недалеком будущем Вам предстоит стать обладателем перспективного диплома и обрести новый статус выпускника элитного вуза. Путь к этому, пока  умозрительному, «прекрасному далеко» выражается вполне конкретными единицами времени: часы, месяцы, годы.  

Согласно положениям CATS, системе кредитных часов, положенной в основу британской образовательной модели, академический год в бакалавриате складывается из 120 кредитов, что эквивалентно 1200 условным часам. «Условным»  британцы называют время, необходимое студенту для получения академического результата. Во внимание принимается вся совокупность работ обучающегося: лекции, практические и семинарные занятия, работы над проектами, часы, отведенные на самостоятельную проработку материала и т.д. Британская степень a bachelor’s degree присваивается соискателю, набравшему 360 кредитов за 3 года. Будущие медики, стоматологи и архитекторы «задерживаются» в университетских стенах на 7 лет.

Продолжительность обучения в американском бакалавриате – полных 4 года. К слову, «родиной» кредитно-часовой модели является именно THE USA, где она и была разработана еще в конце XIX столетия. Утвержденная в США система USCS (US CREDIT SYSTEM) оговаривает суммарное число кредитов, которые необходимо набрать студенту за 4 года. Нижняя граница – 120 кредитных часов (по три на каждую из сорока дисциплин, предусмотренных образовательной программой бакалавриата).

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Живые дискуссии о возможностях перевода с факультета на факультет, об условиях и реальных шансах смены вуза на другой занимают «львиную долю» интернет-пространства. Оно и понятно: люди очень часто ошибаются в выборе профессии. В выборе, с которым жизнь сталкивает человека в таком юном возрасте,  когда объективная оценка своих способностей и предрасположенностей просто не представляется возможной. Проблемы с ориентацией в мире профессий, устаревшие сведения, переоценка престижности той или иной специальности и ее перспектив – все это также делает профессиональную самоидентификацию весьма проблематичной. Отсюда частые ошибки и психологический дискомфорт - это в лучшем случае. В некоторых случаях говорят даже о «поломанной судьбе».

В Великобритании эту проблему решают без особых «заморочек». Скорее – не решают вовсе. Британское образование устроено так, что подросток уже «на выходе» из средней школы должен быть профессионально ориентирован. Индивидуальный подход в обучение применяется к ребенку чуть ли не «с пеленок». Понятно, что при таком «раскладе» перевод студента с одной специальности на другую, а тем более смена университетов, не предусмотрены и невозможны.

Иначе в США. Американский студент определяется со специальностью только на втором курсе, а сменить ее он может в любое время. Правда, переводиться придется на курс (или несколько курсов) ниже. Кроме того, в США очень развита и популярна трансферная система, предполагающая переводы из вуза в вуз. К примеру, не «потянув»  поступление в один из элитных университетов и вынужденно попав в менее рейтинговый вуз, на следующий год Вы без особых проблем можете претендовать на место в желаемый вуз повторно. Понятно, при условии высокой успеваемости.

НА ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ

Большинство иностранных студентов предпочитают совмещать получение знаний с подработками, пытаясь тем самым хоть как-то возместить немалые затраты на обучение за границей. Кроме того, работа во время учебы – это ценный опыт трудовой деятельности за рубежом, «галочка» в резюме, да и просто – карманные деньги, необходимые любому молодому человеку.

Будет ли у меня возможность работать во время обучения в университете? Этот вопрос задает себе каждый второй потенциальный студент зарубежного вуза. Остановимся на некоторых нюансах студенческого «трудового кодекса» Великобритании и США.

• Британское трудовое законодательство позволяет иностранным студентам работать как на территории кампуса, так и за его пределами с первого курса.

• Во время учебы разрешается работать не более 20 часов в неделю. Это ограничение не распространяется на время каникул, когда студенты могут работать и все 40 часов.

• Студенты-иностранцы не имеют права на индивидуальную предпринимательскую деятельность на территории Великобритании.

Вопросы, связанные с проживанием иностранных граждан в США, регулируются Американской организацией по делам иностранцев -  USCIS. Она же устанавливает правила трудоустройства студентов во время учебного года. Эти правила одинаковы как для иностранцев, так и для студентов-граждан.

• Американским студентам, так же как и студентам британских вузов, разрешено работать не более 20 часов в неделю.

• В отличие от Британии, в США трудовая деятельность первокурсников ограничивается территориально – в течение первого учебного года студенты имеют право работать только в пределах кампуса. В некоторых случаях имеется возможность воспользоваться вакансиями, предлагаемыми учебным заведением. Это ограничение не столь ощутимо, как может показаться на первый взгляд. Американские кампусы чаще всего представляют собой мини-города с разветвленной торговой сетью, ресторанным комплексом, развлекательным сектором и своей автономной администрацией.

• Со второго года обучения студенты имеют возможность подать заявление в USCIS с просьбой разрешить им работать за пределами университетского городка.  

• В США  официально разрешено употреблять алкоголь только по достижении 21 года (ср. в Британии -  с 18), а потому студентам, не достигшим этого возраста, запрещается работать в заведениях, реализующих спиртное. Исключением не являются и бары, расположенные на территории кампусов.

Если раньше британские работодатели и студенты игнорировали букву закона  повсеместно, то с недавних пор власти Королевства серьезно ужесточили контроль над нарушениями трудового законодательства. Прежде всего, ответственность ложится на работодателя в виде немалых штрафов. Поэтому, скорее всего Вы просто не сможете найти место, если вздумаете действовать в обход закона.

В США, напротив, наниматель не несет никакой ответственности и наказания. Американским законом четко прописано, что контроль за соблюдением разрешенного рабочего режима является обязанностью самого студента. И если, к примеру, Вам предложат работать более 20 положенных часов, то имейте в виду, что это грозит немедленной депортацией и запретом на повторный въезд в страну.

SHOW MUST GO ON?

Долгожданный диплом на руках, а уезжать…ну никак! Душа просит продолжения банкета.  То ли страна за несколько лет стала второй родиной, а «иноземцы» - понятнее своих сограждан.  То ли билингвизм достиг своего апогея, и Вы уже не один год думаете  на когда-то чужом языке. Чаще все гораздо прозаичнее: не мало из приехавших учиться за границу изначально затевали эту поездку с целью остаться. По разным причинам.

«Туманный Альбион» пускает в свой англосаксонский мир с неохотой. После получения британского диплома Вы обязаны незамедлительно «отплыть восвояси», если не посчастливиться продлить визу. На решение формальностей дается не более четырех месяцев.

Новый Свет более лояльный и дает возможность воспользоваться специальной программой годичной стажировки. Дальше начинается лотерея. Если своей исполнительностью, профессионализмом и другими замечательными качествами, которые обычно указывают в резюме, настолько «полюбитесь» работодателю, что он будет готов оформить Вам рабочую визу, то - ИСТОРИЯ СЛУЧИЛАСЬ.