Stanford University: Трагедия, обернувшаяся триумфом

«Аудиторией этого учебного заведения будут пустующие студенческие скамьи, которым и будут безуспешно вещать отчаявшиеся профессора», - в таких пессимистичных красках предсказывали будущее образовательной «звезде» Силиконовой долины печатные издания в конце далекого девятнадцатого столетия

Как и свойственно всем излишне крикливым СМИ, американские газеты и газетенки, ошибались в своих прогнозах, а знаменитый Стэндфордский университет с сумасшедшей скоростью наращивал свои обороты.

Уже в 1895 году в числе выпускников университета был будущий президент США Герберт Гувер, несколько месяцев здесь проучился президент с самой мифологизированной судьбой в общественном сознании США – Джон Кеннеди. В 1900 году Стэнфорд становится членом Ассоциации американских университетов. К слову, это и есть год основания известной американской организации. А в годы Второй мировой войны этот институт был главным двигателем ускоренного экономического, научного и культурного развития региона окрест Сан-Франциско, что в конечном итоге привело к созданию стэнфордского индустриального парка – узлового момента в развитии крупнейшего технологического центра, именуемого Кремниевой долиной.


TODAY

 К нашему времени эта наипрестижнейшая школа науки выпустила свыше тридцати Нобелевских лауреатов в области физики, химии, медицины и экономики. Надо сказать, что это число не фикция: и Феликс Блох, и Артур Корнберг и другие умы мировой науки, заявленные в списке выпускников-лауреатов Нобеля – действительно имели либо по сей день имеют прямое отношение к факультетам Стэндфорда. Сегодня между многими гигантами высшего образования существует нечто вроде конкуренции: кто больше «припишет» себе «нобелевцев». На эту тему существует немало анекдотов, согласно которым любой из лауреатов престижной премии, имеющий весьма сомнительное отношение к какому-либо учебному заведению (прочитал одну-две лекции, побеседовал со студенческой аудиторией, погостил несколько дней в кампусе и т.д.), автоматически записывается администраций вуза в реестр достижений. Со Стэнфордом все не так – каждый из 30-ти лауреатов, которыми по праву гордится этот университет, однозначно назовут его как alma mater.

Подобные «нобелевские» мифы в образовательном мире складываются не случайно. Количество известных выпускников самым прямым образом влияет на формирование имиджа вуза в общественном сознании. А то, какую из научных школ вуза будет представлять лауреат в Голубом зале, характеризует сам факультет. Тот факт, что основатель и легенда квантовой механики Нильс Бор изучал физику в Королевстве Дания и окончил Копенгагенский университет, школа физики которого по своим научно-исследовательским потенциалам оставляет желать лучшего, не меняет сути. Талантливых физиков в Дании готовить не перестали, однако, что показательно, сам Бор, в конце концов, уехал за рубеж, а основанная им Школа теоретической физики к началу нашего столетия превратилась скорее в экспериментальную лабораторию, чем в обучающую «инстанцию», да и работают там по большей части талантливые выходцы из России.


Что касается Стэнфорда, то из ныне живущих профессоров этого вуза, имевших честь быть представленными Шведскому королю на Нобелевском банкете, - 10 физиков и химиков, 7 экономистов и 2 представителя медицинской науки.

Факультет гуманитарных и естественных наук, в рамках которого изучается химия  и прикладная физика, - это 70 % всех стэндфордских студентов.

По контракту, заключенному между Стэнфордским Университетом и компанией «Дженерал электрик», осуществляет свои исследования SLAC – национальная лаборатория Министерства энергетики США. А пост министра энергетики при Обаме в течение четырех лет занимал Нобелевский лауреат по физике, профессор Стэнфорда – Стивен Чу.

В числе выпускников вуза четыре лауреата Пулитцеровской премии – самой престижной награды США в области литературы, журналистики и искусств. Основанный в 1980 году, Стэндфордский гуманитарный центр является многопрофильным научно-исследовательским институтом в университете, в центре внимания которого продвижение гуманитарных знаний. Это самый крупный гуманитарный центр в мире.

Экономика как дисциплина также входит в перечень направлений, предлагаемых гуманитарной школой. Среди успешных ученых-экономистов Стэнфорда достаточно упомянуть имя Уильяма Шарпа, получившего Нобелевскую премию за разработку так называемого «коэффициента Шарпа» - индикатора, измеряющего уровни доходности, риска и эффективности инвестиций. Стэндфордская школа бизнеса, в которой можно получить степень МВА, считается самой профессиональной школой Стэнфорда. От других топовых МВА-программ стэндфордскую отличает акцент на международном бизнесе.

На базе медицинского факультета работают две клиники, а в 1971 году Сэндфорд прославил знаменитый Тюремный эксперимент, изучивший психологию поведения человека в неволе. Результаты этого психологического исследования Зимбардо спорны и обсуждаются  научным сообществом по сей день.

Кроме того, в Стэнфорде работает новаторский междисциплинарный институт BIO-X, объединяющий исследователей биомедицины, науки о жизни, физиков, врачей, инженеров, «бьющихся» над загадками человеческого тела.

Самая сильная стэндфордская научная школа – инженерная, об успешности которой говорят такие ИТ-монстры, как Google иYahoo, созданные прославленными выпускниками вуза.


THE FARM

«Ферма» - именно так окрестили стэнфордцы свой кампус, территория которого действительно раньше представляла собой ранчо. Надо сказать, что местный сленг – это особый язык, отражающий мировоззрение и сам «дух бытия» этого мира.

Сами студенты называют атмосферу Стэнфорда – «relaxed». Символическая «свобода», заявленная в слогане почти 150 лет назад, чувствуется в университете повсеместно и сегодня. Не стоит трактовать эту «FREIHEIT» как «вседозволенность». Как и автор немецкого оригинала, так и первый ректор университета, имели в виду совсем иное – Свобода мыслей, Свобода действий. Университет – многокультурен, многонационален, многоконфессионален. Это успешное объединение разного в одном, несомненно, является одной из главных причин того, что Стэндфордский университет по многим параметрам всегда оказывался на шаг впереди.

Как и во многих университетах, неофит совсем не обязан останавливать свой выбор на какой-либо специальности сразу после зачисления. Это предстоит ему сделать только на втором, иногда даже на третьем, году обучения. Имеется возможность совмещать несколько разнопрофильных специальностей.

Программу обучения студент планирует «под себя»: около 13 предметов по профилю, 5 – общенаучных, языки по выбору. Ну и конечно спорт – американский университет без акцента на физическом развитии студента трудно представить. Именно американцы преобразовали и несколько усложнили традиционную формулу «в здоровом теле – здоровый дух». По-стэндфордски это звучит приблизительно так: «Только физическая нагрузка поможет справиться с интеллектуальной. Университет предлагает свыше 50 различных видов спорта: от привычного тенниса до экзотического зумбу.


Учебу в этом вузе никак не назовешь легкой. Кроме того, на степень понимания материала очень влияет бэкграунд, с которым пришел студент, а именно по этому принципу учащиеся в этом вузе очень отличаются. Основной недостаток американского образования в целом, связанный с многочисленностью студентов на лекционных занятиях, присущ и Стэнфорду – на лекции собирается порой до 600 человек. Однако специфика стэнфордского преподавания в том, что во время выступления лектора слушатели имеют право задавать вопросы, тогда как в других вузах чаще это не разрешено вообще или не приветствуется.

Если говорить о типичном дне стэнфордского студента, то он будет выглядеть приблизительно так:

  • подъем в районе 5-ти часов утра;
  • 2 часа на зарядку и легкий завтрак;
  • пару часов на подготовку к занятиям в университете;
  • основной завтрак, который здесь иронично именуют «dining hall friends»;
  • с 9-ти начинаются занятия в университете;
  • в 2 часа – обед;
  • пара часов послеобеденных университетских занятий, так называемые «office hours» - консультации по непонятым на общей лекции вопросам;
  • выполнение студентом домашних заданий.

График довольно напряженный, однако цейтнот не препятствует активному участию студентов в общественной жизни. Для этого в Стэнфорде созданы все условия: религиозные центры, культурные клубы, ток-шоу и встречи с известными деятелями политики, культуры, науки, бизнеса. Недавно, к примеру, в Стэнфорде была организована встреча студентов с Биллом Гейтсом. Вообще, знакомство воочию с представителем социально-политической элиты для заинтересованного стэнфордца обычное дело.

Принцип оценивания знаний – стандартный для системы американского образования (A-высший балл, Е-низший). В конце каждого курса студенты сдают final paper, промежуточный  – midterm, еженедельно выполняются индивидуальные и групповые задания, готовятся проекты, эссе. Завершающим обучение на выбор предлагается два варианта: либо работа над дипломом (для студентов с высокой успеваемостью), либо освоение новых предметов.

Так называемый «код чести» - гордость всех университетов Лиги плюща – актуален и в Стэнфорде. За игнорирование императива «никакого плагиата» с вузом придется расстаться, академическая принципиальность, напротив, всячески поощряется.

Около 60% студентов проживают на территории кампуса. Это земля, расположенная в непосредственной близости от города Пало-Альто, была подарена Стэнфорду-старшему под строительство в 1885 году. По желанию супругов Стэнфорд, архитектура кампуса выполнена в европейском стиле Beaux-Arts. Своеобразие стиля описано еще Джорданом, первым президентом Стэнфорда:

«Неотъемлемая часть стэндфордского образования, которую просто невозможно забыть – это и желтая арка, и песчаник монастырей, и красные черепичные крыши, и конечно лазурное небо, служащее фоном этому цветовому великолепию».

Именно такое стилевое решение характерно для архитектуры испанских миссий Калифорнии, а восьмым губернатором этого штата, как известно, был какое-то время Стэнфорд-старший.

Геометрия кампуса спроектирована нетривиально: несколько квадратов объединяются в общий сверхквадрат – Main Quad. Это «сердце» архитектуры кампуса. Рядом - Memorial Church, возведенная по воле Джейн Стэнфорд в память об уже тогда покойном муже в 1893 году..По периметру квадрата – роденовские статуи. К Main Quad примыкает огромное поле овальной формы – самое востребованное место кампуса у студентов. Архитектурный гигант, возвышающийся над территорией,– это башня Гувера, где хранится библиотека, собранная президентом и организована смотровая площадка, с которой можно любоваться всей территорией.

Стэнфорд всегда славился особым отношением к творчеству и искусству. Эстетические запросы стэнфордцов в полной мере удовлетворяют галереи и скульптурные сады известного Канторского центра визуальных искусств.

Немало значения здесь придается и спорту – в одном из фитнес-центров, к примеру, сразу пять баскетбольных площадок.

Большая сеть закусочных и кафе отличается креативностью. К примеру, особо привлекает туристов, а их здесь гораздо больше, чем в других ведущих американских вузах, заведение, стены которого расписаны шаржами на прославившихся выпускников.


ПРЕОДОЛЕВШИЕ

Университет развивался действительно семимильными шагами, но начиналось все не столь радужно. Следуя хронологическому принципу, вернемся к 1884-му.Тогда супруги Стэнфорд (магнат 19-го столетия Леланд и Джейн) потеряли своего единственного сына, которому не было и 16-ти. Леланд Стэнфорд-младший скончался от брюшного тифа. Уже через несколько недель Стэнфорды решают основать учебное заведение в память об умершем. Отец семейства мотивирует решение ясно и лаконично: «Все дети Калифорнии станут нашими детьми». Дальше мнения «летописцев» университета, пусть и не кардинально, но разнятся.

Согласно легенде №1, супруги посетили несколько именитых университетов Америки того времени. И только после разговора с президентом Гарварда, который ответил отказом на их предложение пожертвовать немалую сумму на строительство нового учебного здания для Гарвардского университета, задумали строить свой собственный.

Другой, более правдоподобный вариант истории, рассказывает следующее. К моменту переговоров с главой Гарварда, чета еще не решила окончательно, какую именно из «задумок» действительно стоит воплотить в жизнь – музей, среднюю школу или вуз. Г-н Элиот посоветовал Стэнфордам остановить свой выбор на последнем варианте и назвал сумму, которая для этого потребуется - порядка 15 млн.USD. Супруги решили, что это им по силам.

После шести лет планирования и строительства, примерно в 60 километрах от Сан-Франциско, был открыт Leland Stanford Junior University (Университет имени Леланда Стэнфорда-младшего). Официальная дата открытия – 1октября 1891 года.

С самого начала концепция университета была нетрадиционной, даже революционной, для американского образования того времени: совместное обучение юношей и девушек и секуляризация образования, его светскость. Разделение религии и обучения и религиозная терпимость внутри поликультурного стэнфордского сообщества и сегодня одно из главных преимуществ университета.

Основатели планировали пригласить на должность первого ректора нового университета Э.Д.Уайта, тогда президента Корнелла, но получили отказ, хотя Стэнфорды и  предлагали жалованье в два раза превышающее заработки любого из лидеров Лиги плюща. Однако Уайт порекомендовал на этот пост своего ученика – Дэвида Старр Джордана, кандидатура которого и была утверждена впоследствии. В качестве девиза нового университета Джордан выбрал слова немецкого мыслителя Ульриха фон Гуттена: «Die Luft der Freiheit weht» (Веет ветер свободы).

Хотя супруги Стэнфорд еще при первом разговоре с Элиотом и посчитали, что расходы на затеянное строительство им по карману, финансовые затруднения все же были. Джейн Стэнфорд пришлось даже заложить все свое личное имущество для того, чтобы покрыть текущие расходы на университет. Однако вскоре все финансовые споры были урегулированы, а университет продолжил свой путь к успеху. Остается только снять шляпу перед этой легендарной супружеской парой, которая не только нашла в себе силы справиться с глубочайшей семейной трагедией, но и сумела это сделать во благо многим поколениям студентов и образованию в целом.

Palo Alto, название города близ которого расположился знаменитый вуз, с испанского переводится как «высокое дерево». Генезис топонима ведет к испанским мореплавателям, который так именовали уникальное растение - огромное калифорнийское дерево «секвойя». Это дерево стало одним из символов Стэндфордского университета, который непрерывно развивается и растет, а предела этому поступательному движению вверх пока не видно.