Их школа. Какая она?

Сегодня около 20% детей в мире посещают частные школы. Считается, что они дают более качественное образование за счет индивидуального подхода, гибких программ, возможности больше платить учителям и меньше их нагружать

Хотя многочисленные исследования показали, что прямой связи между качеством образования и его стоимостью нет. Чаще родители делают выбор в пользу негосударственного учебного заведения ради психологического комфорта ребенка и нестандартных педагогических методик. И это относится ко всем странам, включая и постсоветское пространство, на котором с начала 90-х стали появляться аналоги европейских и американских пансионов. К сожалению, эти «потуги» в своем большинстве так и остались на уровне экспериментов, а «думающие» родители как стремились, так и стремятся определить своего ребенка в европейскую школу, чаще -  в британскую. Мы решили разобраться: какие конкретно образовательные принципы британской модели школы отличают ее от школы нам привычной? В качестве примера мы выбрали британский Winchester College как одну из старейших и престижных школ Соединенного Королевства.

 

Учиться, учиться и еще раз…и еще

Школа Winchester College в Великобритании, основанная еще семь веков назад, - это учебное заведение только для мальчиков, среди которых нет таких, которые бы посещали учебное заведение только на время занятий. Нет даже студентов, уезжающих домой на уикенд. Все ученики живут на условиях полного пансиона в «историческом городке», не покидая его пределы в течение академического года. Это традиция школы, благодаря которой и происходит абсолютное погружение в интеллектуальную среду.

Приевшееся нам «трижды учиться» смело можно утверждать в качестве девиза этой школы – здесь учатся от рассвета до заката. Не подумайте, что школьники лишены в этом учебном заведении права на личное время – все просто: понятия free time и study  здесь взаимозаменимы и не противопоставляются друг другу.

Каждый корпус имеет свою богатую библиотеку, что и создает эту атмосферу непрекращающегося интеллектуального труда. Library тут является средоточием внеклассной жизни. Совместное чтение прессы и обсуждение проблем современности - еще одна «полезная» традиция школы. С ранних лет у ребенка формируются  способности к индивидуальному независимому мышлению, собственные взгляды на очень разные события.

Прибавьте сюда и традиционные коллективные трапезы учащихся и педагогов, которые также проживают на территории кампуса и посещают  студентов в обеденное или вечернее время. За столом, в непринужденной обстановке и вне дисциплинарных рамок, школьник раскрепощается и может задать учителю самые разные вопросы, обсудить новости, вступить в спор. Подобные неформальные разговоры прививают ребенку навыки интеллектуальной беседы и творческого диалога, а также повышают авторитет педагога в глазах ребенка – постепенно ученик начинает воспринимать его как взрослого друга, который всегда поддержит, поможет, укажет на ошибки.

К нам гости пожаловали

 Еженедельно колледж выделяет пару часов на общение с приглашенными знаменитостями или работниками образовательной сферы. За время пребывания в школе дети имеют возможность  познакомиться с очень большим числом режиссеров, политиков, ученых и писателей. Это не просто шапочное знакомство для поддержания диалога, а полноценный открытый разговор на равных.

Учащиеся старших классов составляют график дежурств и к каждому посетителю «прикрепляется» ученик, который выступает как экскурсовод. В течение часа гостя не только знакомят с устройством учебного заведения от столовой до science building, но и зададут ему массу прямых, а порой и дотошных, вопросов, ничуть  не смущаясь. Это отличный языковой тренинг, полезный также и носителям языка: студенты сталкиваются с множеством стилевых разнообразий речи, учатся внятно и лаконично изъясняться.


Каждому по способностям и интересам

Любая из дисциплин учебной программы Winchester Colleges  подразумевает несколько аспектов изучения, каждому из которых соответствует особый тип занятия.

Поясним. Художественное произведение, к примеру, изучают с нескольких сторон:

  • на одном занятии изучается индивидуальный стиль автора и приемы выразительности;
  • на другом – исторический контекст и личностные качества автора;
  • третья сторона – лингвистический анализ текста, часто написанного на неродном языке.

Цель такого метода – передать ребенку опыт разных подходов к работе как таковой, привить ему навыки нестандартного  многоаспектного мышления. В данном случае объектом выступил текст, но подобная методика применяется при изучении любого предмета в этой школе.

Понятно, что филологический анализ шекспировского текста будет совсем не интересен ученику с задатками будущего Эйнштейна. Более того, маленький физик при такой работе, не соответствующей его действительным способностям, покажет себя как бездарь и двоечник, а не талантливый студент. Поэтому в одном классе разные ученики могут изучать весьма разные предметы – тот самый пресловутый индивидуальный подход к каждому ученику.

Советники

Все британские частные школы пользуются услугами специальной службы, College& Career counselor,  представители которой консультируют старшеклассников в вопросах, связанных с выбором будущей профессии. Каждому студенту полагается личный «советник», встречи с которым ближе к концу обучения проходят еженедельно. Консультант информирован обо всех успехах и «слабых местах» ученика, на основе чего совместно моделируется приблизительный образовательный и карьерный маршруты подопечного.

То, что наши школьники узнают о выбранной специальности и будущей профессии в университете, и то в лучшем случае, ученик англосаксонского учебного заведения узнает уже на школьной скамье. К примеру, если абитуриент решил посвятить себе карьере финансиста – ему подробно разъяснят, в чем разница между рынком капиталов и денежным рынком, коснуться основных аспектов экономической теории денег и банковского дела и т.д. Также обеспечат полной информацией о ведущих вузах страны, о профессорских коллективах, сложившихся именно в текущий год. Расскажут о том, что лучшая школа предпринимательства сегодня – стэндфордская, а маркетинг изучать лучше в CMU, но ситуация может кардинально измениться лет через десять. Все это «работает» на осознанность, самостоятельность и взвешенность выбора студента.

Добро пожаловать в наш клуб, сэр

Все мы помним школьные кружки, организованные и проводимые учителями. В Европе и Америке сообщества по интересам школьники создают самостоятельно, почти без вмешательства взрослых. Роль педагога при создании клуба сводится к деятельности куратора, следящего за тем, чтобы работа клуба не выходила за рамки допустимого. Так, если молодые люди решат основать клуб элитных табачных изделий, ясное дело - такое школьное сообщество создано не будет. Причина – клуб никогда не найдет себе педагога, согласного на роль куратора в этом начинании.

Управление подобными школьными клубами осуществляется самими учениками. Все, как во взрослой жизни – выбирается глава, менеджеры, кассир. Тщательно планируются мероприятия: каждую пятницу проводить турнир по шахматам, такого-то числа пригласить известного шахматиста, назначить денежные призы победителям турнира…

Бюджет клуба в своей основной части формируется самими школьниками: продажа билетов на театральные постановки или футбольные матчи, ярмарки и т.д. Каждый квартал члены клуба отчитываются за потраченные деньги перед специально назначенными на эту роль другими участниками сообщества. У подростков формируется чувство ответственности, самостоятельность, развивается умение планировать.