Швейцарская модель школы

В школу маленькие швейцарцы поступают, что называется, «по готовности»: общеобязательной она является для малышей, достигших шестилетнего возраста, хотя можно попробовать и в пять, и в четыре

В первую очередь оценивается психологический возраст, и если педагоги сочтут, что ребенок еще не совсем попрощался с детством, то обязательно посоветуют родителям подождать пару лет. Никаких тестов или заданий швейцарская педагогика не предусматривает – «взрослость» и готовность к обучению выясняется путем простой беседы на непринужденные темы.

Обязательное бесплатное образование в начальной школе длится шесть лет. Предметное наполнение «началки» отлично иллюстрируют частые «истории», привлекающие внимание органов опеки. Бдительных швейцарцев возмущает поведение родителей, приехавших из России и других стран СНГ, которые лишают своих детей самого главного – детства, «перегружая» малышей 4-6 лет такой «непосильной» ношей, как музыкальные и художественные кружки, обучение чтению дома и т.д.


Фундаментальное образование в школе этой маленькой страны, действительно, отсутствует: во главу угла поставлены языки и физическая подготовка, что весьма радует наших школьников, когда они обнаруживают, что главное в школе  – это активно посещать уроки физкультуры и изучать языки.

Минимум два языка из четырех государственных дети осваивают еще в детском саду, если родители решают воспользоваться услугами дошкольного образования, которые в Швейцарии платные. Вообще, дошкольное образование - это не совсем удачное выражение. В дошкольных воспитательных учреждениях Швейцарии ничему не учат – главное, чтобы чадо было веселым, накормленным и здоровым. На азбуку и счет воспитатели времени зря не тратят, мол, само все придет со временем. Вместо этого постоянная разговорная практика языков, в основном в форме обучающих игр.

Что касается спортивных занятий, то тут уж сам бог велел, вернее природные условия. Горнолыжный спорт и велосипед – неотъемлемая атрибутика каждого школьника.

К двенадцати годам для швейцарского подростка начинается основная учеба, включающая два блока:

  • трехгодичный обязательный Secondaire 1 (в некоторых кантонах обучение длится полных четыре года);
  • Secondaire 2, которым заканчивается школьное образование.

Школьная система в Швейцарии – децентрализована и отдельно взятый кантон комбинирует разные образовательные программы на свое усмотрение.

Три триместра швейцарского учебного года длятся с  сентября по июнь, каникулы – две недели между триместрами и два месяца летом.

Каждая школа предлагает федеральную учебную программу MATURA, которая, в свою очередь, имеет пять специализаций: языки древности, современные языки, математика и естественные науки, экономика, зарубежная лингвистика. Определившись со специализацией, вне зависимости от направления школьник продолжает изучать дисциплины обязательного списка, практически совпадающего с подобным перечнем других европейских школ.

Швейцарские школы не придерживаются принципа «естественного отбора» в образовании - разделение классов на «сильные», «средние» и «слабые» официальное. Хорошая успеваемость дает возможность ученику подняться по «уровневой лестнице» вверх, однако, чтобы задержаться там надолго, ученику придется бесчисленное количество раз подтверждать свой новый статус проверочными работами.


Контрольных работ и всевозможных тестирований в швейцарской школе многовато в принципе – несчастные школьники выполняют различные проверочные задания постоянно и без предупреждения. Хотя оценки за эти «внезапные» проверки и не влияют на общий балл за триместр. Этот контроль нужен в первую очередь самому педагогу – для ясного видения картины успеваемости в классе. По результатам контрольных учитель решает, кому больше уделить внимания, кого имеет смысл перевести в класс более «высокого ранга» и т.д.

Система оценивания знаний: от минимального «один» до максимального «шесть», но чаще пользуются дробными числами. Никого из школьников не удивит, к примеру, оценка «4,2». Удивляет другое: не понятная для нашего менталитета «академическая чистоплотность» швейцарцев, которая проявляется уже в столь раннем возрасте. В школах  совсем не практикуется привычное для нас списывание. Ученику-швейцарцу действительно невдомек: зачем? Учеба нужна только ему, а не его педагогу.

На смену «халтуре» в начальных классах в старших приходят жесткие графики обучения, но это отнюдь не мешает активному занятию спортом и насыщенной культурной жизни школьников. Групповые походы в горы на лыжах или пешком – обычное дело, а экскурсионные поездки в соседние государства, знакомство с их культурой и бытом – культурный минимум швейцарского школьника.

 

По окончании Secondaire I молодые люди решают: продолжить обучение на второй ступени и готовиться к поступлению в вуз или пойти получать специальность. В первом случае, студент учится еще три года и параллельно программе Matura получает квалификацию International Baccalaureate, родиной которой и является Швейцария.

Основная идея, которую крепко усваивает средний швейцарец с раннего детства: настоящим профессионалом может стать любой при условии адекватной оценки своих потенциальных и реальных способностей. Эта мысль положена и в основу швейцарской образовательной концепции.