Как изменил болонский процесс будни немецкого студента или образовательная система Германии сегодня

Большая часть университетов – государственные. И получить бесплатное образование в этих вузах могут как немцы, так и иностранцы

Первое, что весьма выгодно отличает немецкое образование от образовательных систем  других европейских странах – это неслыханная щедрость и энтузиазм, с которым она одаривает стипендиями и грантами иностранных студентов, аспирантов и исследователей. Возможно, это следствие амбициозности немцев, которые всегда ревниво относились к популярности всего англосаксонского, а идея непреходящей конкуренции с англоязычным миром плотно засела в головах у потомков тевтонов. Или сказывается чувство непреодолимой вины за трагедии 20 века. А может - дело просто в доброте душевной. Не суть. Факт остается фактом. Достаточно посетить электронный ресурс службы DAAD, главного мецената от немецкого просвещения, и убедиться воочию – безвозмездных субсидий на обучение, действительно, хватает. И это при том, что за образование в Германии почти не надо платить. Большая часть университетов – государственные.  И получить бесплатное образование в этих вузах могут как немцы, так и иностранцы. Относительно недавно было решено взимать со студентов административную плату, но ее размеры настолько символичны, что и называть неудобно - 50-60 евро. И это за семестр. И это в знаменитом университете Берлина. 


Но не только финансовые вспоможения от властей и относительная общедоступность немецкого образования сделала его одним из самых востребованных в последние десятилетия. Многовековые традиции классической немецкой школы, связанные с именами Шиллера, Канта, Шопенгауэра, немецкий народ глубоко почитает, этому благоговению вторит и остальной мир, но мы не об этом. Речь идет о Болонском процессе, в рамках которого немецкая образовательная модель, почти не менявшаяся со времен Гумбольдта и его прусской реформы начала XIX века, претерпела радикальные изменения. Германия была одним из инициаторов и последовательных участников болонских реформ по европейской интеграции в образовательном сегменте. К 2010 году все немецкие университеты перешли на общеевропейскую трехступенчатую модель «бакалавр-магистр-доктор», которая окончательно вытеснила традиционную немецкую схему получения высшего образования.

Подавляющее большинство молодых людей, планирующих уехать в Германию, сравнивая информацию, опубликованную на различных сайтах, сталкиваются с проблемой – сведения о немецком высшем образовании не соответствуют друг другу. В основном озадаченность вызывает путаница в названиях программ и ступеней. Для «застрявших» в неразберихе немецкой образовательной терминологии обозначим ее базовые понятия.

ДО БОЛОНЬИ

Высшее образование было пятилетним и завершалось присуждением степени, которая. называлась DIPLOM для естественников и MAGISTRA ARTIS для гуманитариев (сокр.М.А.).

Дипломная оценка напрямую зависела от результатов экзамена HAUPTРRUEFUNG, которым и заканчивалось обучение. На итоговый балл влиял и промежуточный экзамен ZWIESCHENPRUEFUNG, сдаваемый один раз в середине каждого академического года.

Сегодня этих степеней уже не существует и набор студентов по прежней системе не практикуется. И если вы столкнетесь на просторах сети с описанием немецкой образовательной системы в таких терминах – смело закрывайте страницу как не актуальный «пережиток старины». Какое-то время немецкие вузы предоставляли абитуриентам возможность выбирать между двумя образовательными моделями, но к 2010 году, что было оговорено в Болонской декларации, старая модель окончательно была изъята из всех вузов. Исключение – медицина и юриспруденция. Эти специальности продолжают существовать в рамках привычных для немца правил. Продолжительность обучения – семь полных лет, а итоговых экзаменов – два или три. Поэтому получить в Германии профессию врача или адвоката очень сложно, для иностранца же это почти несбыточно.


ПОСЛЕ БОЛОНЬИ

Итак, «постболонская» система образования в Германии сегодня выглядит следующим образом. Университеты предлагают три научных степени по самым разным направлениям каждая: Bachelor – Master – PhD. Первая предполагает освоение базы знаний и навыков по выбранной специальности, вторая – ее углубление и большая ориентация на науку, третья – «инкубатор» научных идей и открытий. Все по классической англосаксонской трехуровневой схеме. За редким исключением. Немецкие магистерские программы, особенно это касается международных программ на английском языке, часто представляют собой отдельные образовательные опции – так слабо они связаны с материалом, предусмотренным бакалавриатом.

Поступивший на программу бакалавриата или магистратуры может выбрать одну или две специальности: EIN-FACH и ZWEI-FACH. В последнее время популярностью у студентов больше пользуются двухпредметные форматы, позволяющие получить сразу две квалификации: программирование + математика, история + политология и т.д. Понятно, что подобные попытки обучающегося сесть сразу на два стула и освоить сразу две специальности зачастую ведут к фиаско в постижении премудростей и той, и другой, поэтому администрации вузов очень скрупулезно подходят к отбору направлений, которые можно комбинировать. Для каждого университета утверждено свое положение  о смежности предметов.

Если раньше общий дипломный балл зависел от итогового экзамена, то после болонских реформ акцент сместился в сторону «текучки». Официально она именуется ECTS – EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM. В течение семестра немецкий студент обязан набрать 30 кредитов (CREDITPUNKTE или LEISTUNGSPUNKTE). К написанию итоговой письменной работы потенциальный выпускник допускается только при условии, что все 180 баллов (для магистратуры – 120) получены.

Способы подачи материала в немецких вузах ничем принципиально не отличаются от занятий в других европейских университетах. Формат преподавания будет зависеть от той специальности, которая придется вам по душе: юристы большую часть учебного времени проводят, слушая лекции (Vorlesung), а химики преимущественно заняты в лабораториях и на семинарах (Seminar).

На закрепление теоретического лекционного материала отводятся специальные часы – Uebung, совокупно образующие модули. Каждый из модулей завершается письменным экзаменом. Семинары же требуют иной отчетности: либо это письменная работа страниц на 20, либо подготовка устного сообщения. Последнее, безусловно, проще для студента, но и стоимость в «кредитных единицах» доклада намного ниже.

Семинары в немецком вузе бывают нескольких типов и вам как будущему студенту-иностранцу их необходимо запомнить. О содержании семинара, на котором вам придется присутствовать, многое говорит его название. Обратите на это внимание, потому как предлагаемую терминологию отыскать в словарях почти невозможно:

  • Proseminar ориентирован на новичков-первокурсников;  
  • Aufbauseminar – посещение рекомендуется старшекурсникам-бакалаврам;
  • Hauptseminar составлен для магистров, а значит и спрашивать будут соответствующе;
  • Kolloquium – предпочтителен для гуманитариев и подразумевает начитывание немалого объема литературы и подготовку реферата.

И очень важный вид «семинарского занятия», на котором необходимо побывать, и не однократно, каждому из вновь прибывших – Tutorium. Для первокурсников, которые еще не очень хорошо ориентируются в учебных премудростях немецкого университета, предусмотрительная система выделяет отдельные академические часы, что-то вроде аналога нашим консультациям. На этих занятиях новичка вводят в курс дела, подробно рассказывая об особенностях пользования университетской библиотекой, оформлении письменных работ, режиме работы лабораторий и т.п. Иногда дополнительные часы предоставляются и под отдельные сложные дисциплины. Не стоит относиться к этим консультациям легкомысленно. Во-первых, это – дополнительные кредиты, которые никогда не помешают студенту. Во-вторых, помните, что немцы, хоть и производят впечатление очень лояльного народа к иностранцам, в действительности очень трепетно относятся к своему родному языку. Вплоть до того, что достаточно сносно говорящий по-английски житель Берлина или Мюнхена, скорее предпочтет сделать вид, что не понимает вас, чем будет изъясняться на English. Для немца Deutsch – ‘это его ВСЕ. И далекое от совершенства знание немецкого может стать причиной некоторых проблем в повседневной жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ БЕЗ НЕМЕЦКОГО

Добавило популярности университетам Германии и появившаяся возможность обучения на английском языке. Точнее количество предложений англоязычных программ увеличились в разы. Немецкие учебные заведения и раньше включали в свои реестры опции, рассчитанные на иностранных студентов, не владеющих немецким. Однако таких вузов было крайне мало, а оферты тех, что числились в этом меньшинстве, были скорее компромиссом между немецким и английским. Занятия проводились на английском только в самом начале процесса обучения на первом, реже втором, курсе. Немецкий язык изучался факультативно, с целью продолжить освоение учебного курса уже на государственном языке Федеративной Республики.

Сегодня «полноценных» англоязычных программ в Германии появляется все больше и в самых разных вузах. В основном, это международные магистерские программы по трендовым специализациям: бизнес и экономика, информационные технологии, юриспруденция, политика. Единственная препона – все обучение платное.

ЗА И ПРОТИВ

Болонские реформы привнесли много положительного в систему немецкого высшего образования.

1. Помогли решить давно наболевшую проблему «вечных студентов» и переполненности немецких вузов. Согласно прежним правилам немецкий студент мог учиться на одном курсе сколько вздумается, а экзамен сдавать тогда, когда сам почувствует, что готов. Новые общеевропейские стандарты строго ограничивают сроки времяпровождения обучающихся в университетских стенах: три года для бакалавров и один/два для магистров.

2. Введение накопительной системы кредитов способствует продвижению концепции «обучение в течение всей жизни». Кредиты никуда не улетучиваются, а хранятся в образовательной «кубышке» студента всю жизнь. Если, к примеру, Вы решили сменить вуз, направление или отъезжаете за границу, прошлые достижения учитываются учебным заведением, в котором Вы намереваетесь обучаться после перерыва. Исключается также сама возможность «выбросить деньги на ветер» в случае, когда кто-то по разным причинам бросает учебу. Деньги теряются, только если студент не учится совсем. Но если он в достаточной степени мотивирован и набирает за время обучение определенное количество кредитов, то всегда может со спокойной душой продолжить обучение по другому направлению или в другой стране.

3. Транснациональные стандарты образования расширяют «академическую мобильность» учащихся, преподавателей и научных работников, которые получили возможность «кочевать» из вуза в вуз стран-участниц Болонского пространства, не прерывая учебы или работы. Это явление отлично иллюстрирует небезызвестная программа ERASMUS+.

Несмотря на очевидность всех плюсов, новой системе образования никак не удается расположить к себе немецкую общественность в Германии -  регулярно проводятся акции протеста. Особенно заостряют внимание на недостатках модели «бакалавр-магистр» классические немецкие университеты, которые всегда отличались высоким уровнем подготовки и особой привлекательностью выпускников для работодателей всего мира. Теперь же такие элитарные учебные заведения, как Берлинский университет имени Гумбольдта или Мюнхенский университет Людвига Максимилиана, вынужденно оказались на одном уровне с прикладными университетами, которые всегда находились на ступень ниже. Разница в уровне знаний перестала оформляться документально – диплом бакалавра – он и есть диплом бакалавра, а научно-исследовательский компонент университетской образованности «подменили», как утверждают в стане протестующих, практическими заданиями, которые более примитивны по своей сути.  Но, как сказал бы житель древнего Рима, - «Dura lex sed lex» («Закон суров, но это закон»).