Магистратура или MBA: что предпочтительней?

Причины, по которым человек уже далеко не юного возраста, решается на последипломное образование, могут быть самыми разными

Одни, их не так уж и много, но встречаются, - это «одержимые», сам процесс обучения для которых является сверхценной идеей. Для такого «вечного студента» абсолютно не важно, что его знания никогда не будут применены практически. Это – «искусство для искусства».

Другие – коллекционеры от образования, уверенные, что энное количество дипломов в личной копилке и определяет степень образованности человека и его статус в обществе.

И, наконец, конструктивисты – наиболее «серьезная» публика, образование для которой является понятным и закономерным стартом для дальнейшего развития собственной значимости и профессиональной адекватности. Назовем их «карьеристами», совсем не придавая этому какой-либо негативной смысловой окраски: алгоритм «образование – работа – деньги – положение» давно уже не является чем-то зазорным. Именно эту категорию и может заинтересовать эта статья.


 Вопрос, вынесенный нами в название, является одним из самых регулярных среди завсегдатаев всевозможных форумов образовательной тематики. На первый взгляд, может показаться, что между этими двумя формами постдипломного образования принципиальной разницы нет, а противостояние степени МВА и степени магистра, вообще, не является противостоянием как таковым. Между этими программами действительно много общего: длительность курса (1-2 года), во многом совпадающий контент, одни вузы, часто общие преподаватели и даже частично совпадающие названия.  Если же судить не так поверхностно, то у МВА и магистратуры на поверку окажется гораздо больше различий, чем сходства. И начнем мы, пожалуй, с определения целевой аудитории обеих программ.

КТО КУДА

Программа МВА, прежде всего, ожидает увидеть в рядах своих учеников опытных менеджеров среднего звена, мечтающих о карьерном «прыжке» вверх, либо управленцев более высокого ранга, целенаправленно и прагматично идущих вперед по шкале профессионального роста. Ключевое слово здесь – «опытный». Два-три года «школы жизни» в сфере бизнеса и экономики – это минимум, который должен значиться в вашем CV, если вы вздумали «дообразовываться» в одной из бизнес-школ. Есть, разумеется, и исключения – для некоторых учебных заведений опыт работы заявителя совсем не важен. Но это, чаще всего, школы, не уважающие самое себя и не заслуживающие внимания.

Впрочем, все это и без нас уже сказал один из МВА-авторитетов Имперского колледжа в Лондоне, Саймон Стокли: «Мы никогда не принимаем на обучение кандидатов с опытом работы менее 3-х лет. Очень редко мы делаем исключения для выдающихся студентов, потому как ценим разнообразие».

Другой класс постдипломников, активно присоединяющихся к МВА-сообществу, - это люди, которым по воле судьбы пришлось поменять профессию: невостребованность изначальной специальности на рынке труда, ее бесперспективность, неважная зарплата. Встречается не редко и сознательное объединение двух престижных профессий в одну «сверхпрестижную». Самый известный пример – тандем «юрист-экономист». Надо сказать, что такой союз бывает весьма удачным: его представители зачастую разбираются в экономике лучше, чем экономисты, а в юриспруденции лучше, чем юристы.

Правила приема на магистерские программы большинства экономических факультетов также предполагают смену профориентации. Принцип «открытой» магистратуры позволяет бакалавру-выпускнику выбирать магистерскую программу из любой области знания. Теоретически архитектор имеет возможность переквалифицироваться в "айтишника", математик в историка. Однако не стоит экспериментировать с магистратурой и пытаться поступить на программу экономического профиля с любым базовым образованием. В магистратуре, образовательная стратегия которой направлена на углубление уже полученных знаний, неподготовленному студенту будет трудно адаптироваться к учебному процессу. Целесообразней в этом случае отдать предпочтение МВА, предлагающей курс введения в основы экономики и бизнеса.


Кандидаты на поступление в магистратуру – это вчерашние студенты бакалавриата, которые нацелены на более глубокое познание основ экономики. Это люди, уже сделавшие свой выбор в пользу одной из узкоспециализированных дисциплин: макроэкономика или прикладная микроэкономика, бизнес и финансы, эконометрика, менеджмент и т.д. Как правило, это люди, карьерные предпочтения и траектория профессионального роста которых, в первую очередь связаны с научной и преподавательской деятельностью. Однако было бы ошибкой думать, что перспективы магистранта ограничиваются кафедрой и профессорской мантией. Современный рынок нуждается в узких специалистах не меньше, чем в грамотных управленцах. Финансист от бога, к примеру, с легкостью найдет себе место эксперта в банковском секторе. Ведь то, что «от бога», всегда в дефиците.

МВА-шники и магистры - люди разного пошива, бэкграунды и карьерные цели которых сильно отличаются. Задача магистратуры – обеспечить студента багажом знаний, необходимым для успешного старта в науке, слепить из него высококлассного преподавателя или знатока-эксперта. МВА ведет человека к джекпоту в бизнесе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Степень магистра делового администрирования часто называют академической. Но именно «академичности», в строгом значении этого слова, В МВА-программе  как раз и нет.

Теоретический, не ориентированный на практическую реализацию стиль преподавания, – это прерогатива магистратуры. Преподаватели «начитывают» теоретический материал и снабжают его примерами из мира бизнеса, в которой они возможно никогда и не войдут. Акцент прежде всего делается на развитии аналитических навыков.

В МВА-программах, напротив, в сильной позиции - менеджерские качества, которые в той или иной степени были уже приобретены  эмпирическим путем. Основная цель курса МВА – дать системное представление о деловой активности путем аккумуляции уже накопленного опыта. Курс МВА освещает те сегменты науки о бизнесе, в которых обязан ориентироваться современный руководитель: маркетинг, финансы, бухучет, стратегическое планирование. В процессе обучения много времени уделяется на развитие таких практических навыков, как умение вести переговоры, структурирование взаимоотношений с клиентами.


ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Разные цели и задачи определяют и разницу в методиках преподавания. Больше половины всего учебного времени программ МВА тратится на работу с кейсами, коллективное обсуждение бизнес-проблем, с которыми сталкивались когда-то предприятия в реальной жизни. Решение кейсов подразумевает работу всей группы: проблема активно обсуждается студентами, приводятся аргументы в пользу того или иного выхода из сложившейся ситуации, взвешиваются все доводы. В итоге коллективная дискуссия генерирует результативное решение поставленной задачи. Преподаватель же выступает в качестве модератора. Он не проводит занятие, а только задает вектор мышления и сознательно остается «за кадром».

Преимущество case-study как методики в ее коммуникативной природе. Аудитория «разношерстна», собираются люди из самых разных сфер, от рекламы до медицины, и, как следствие – взаимообмен опытом. К примеру, описывается ситуация вывода продукции «Procter & Gamble» на польский рынок в начале 90-х. Несмотря на популярность этого бренда  в те годы, польский рынок продукцию не принял и компания понесла убытки. В чем ошибка маркетинговой политики?

Студент, имеющий опыт работы в рекламном бизнесе, выдвинет предположение о слишком жестком, в американском стиле, продвижении товара, к масштабам которого была просто не готова Восточная Европа. Его одногруппник, химик-технолог по образованию, будет думать в сторону  технологии производства моющего средства, а выпускник факультета политологии вспомнит о долгих годах коммунистической пропаганды, следствием которой стало отторжение любой рекламной кампании у польского населения. Многоаспектность дискуссии и возможность обмена знаниями и опытом не может не сказаться позитивно на процессе обучения в целом.

Конечно, кейс-технологии применяются и на занятиях в магистратуре. Эта методика сегодня широко используется в преподавании. Однако ориентированный на исследовательскую работу магистерский курс – это преимущественно лекции, самостоятельное выполнение различных заданий и обсуждение с научным руководителем диссертационной проблематики. Обучение в магистратуре заканчивается защитой диссертации и присуждением степени, тогда как по завершении МВА ученики сдают только финальный проект.


ВАШ ВЫБОР

Вопрос о выборе между магистратурой и МВА, по сути, сводится к извечному педагогическому спору о фундаментальном и практическом знании. 

Сторонники магистратуры будут убеждать вас в том, что знания, полученные на МВА, слишком ограничены рамками времени и в силу ситуативной  «привязанности» к злобе дня быстро теряют свою актуальность. Фундаментальность знания, присущая магистерским программам, напротив, дает глубокое и широкое понимание экономических механизмов как таковых, что позволяет без особых напряжений приспосабливаться к постоянно развивающейся  и изменяющейся ситуации на рынке..

Вообще, отношение к МВА в постсоветском пространстве неоднозначное. Принято воспринимать эту программу как «пробежку» по верхам - все и по чуть-чуть. Однако значимость для работодателя сертификата, свидетельствующего о том, что человек «умеет делать бизнес» неуклонно растет, особенно на международном рынке. Для управления бизнесом, принятия нестандартных решений. глубокие познания часто не нужны, Они даже могут стать тормозом для успешного его развития.

Разрешение дилеммы «магистратура или МВА?»  -  индивидуально. Адекватно оцените свои силы, подумайте о конечных целях вашего образования, выберите более подходящий лично вам стиль преподавания. Выбор между этими двумя типами постдипломного образования _ это пусть и не первые шаги на пути к вашему будущему, но во многом его определяющие. Кем вы видите себя через несколько лет? Молодым ученым или успешным предпринимателем, востребованным экспертом или управляющим банка? А может быть у Вас уже готова Нобелевская речь или Вы спите и видите себя первым представителем династии Медичи 21 века? Планируйте свое будущее и делайте выбор.