Как все начиналось?
В конце 60-х годов, в Швейцарии, международная группа, состоящая из экспертов, утвердила новую образовательную программу, в основу которой был положен концепт универсальности: подразумевалось, что новый проект International Baccalaureate (IB) «покроет» все на тот момент значимые в мире образовательные программы и «уравняет» их, признав за каждой эквивалентность друг другу. Программа очень быстро завоевала популярность, сначала среди частных школ, затем востребованность IB распространилась и на «бюджетников». Постепенно диплом IB признали все авторитетные вузы Европы, Канады и США. Сегодня наличие IB DIPLOMA дает его обладателю право зачисления в любой вуз мира, не сдавая экзаменов и не проходя никаких собеседований. (некоторые вузы, правда, требуют от поступающего определенный проходной балл).
Что такое IB Diploma?
На сегодняшний день существует три варианта IB:
- Primary Years Program – для начальных классов;
- Middle Years Program – для средней школы;
- Diploma Program – визитная карточка IB.
Абитуриентам, планирующим продолжить образование за рубежом, может быть интересен только последний вариант.
Продолжительность обучения – два года. Язык преподавания – на выбор учащегося из трех рабочих:
- english;
- française;
- español.
Филологические дисциплины (языки и литературы) могут преподаваться на языке носителя.
Структура IB – это шесть специализированных предметных групп (из каждой студент выбирает по одному предмету) + три обязательных для всех теоретико-практических курса. Программа подразумевает два уровня обучения: 3 предмета студент изучает на стандартном уровне (standard level) и 3 – на повышенном (higher level).
Предметные группы
- studies in language and literature: художественная словесность, язык и словесность, а также трансдисциплинарный курс «театр и литература»;.
- language acquisition: студент либо продолжает развивать навыки ранее изучаемого иностранного языка, либо выбирает другой и начинает языковое образование с нуля; кроме того, предлагается выбрать один из мертвых языков – древнегреческий или латынь;
- individuals and societies: социальные и гуманитарные дисциплины (экономические, общественно-политические, экология, предпринимательское дело, история философии и т.д.);
- experimental sciences:: естественно-научные дисциплины, а также физика, информатика, основы дизайна и специальный курс «спорт и здоровье»;
- mathematics: математические дисциплины разной сложности;
- the arts: история музыки и танца, архитектурное наследие, теория и история театра, кинематограф и изо.
Кроме этого, в процессе обучения каждый студент должен выполнить следующие виды работ (так называемые центральные элементы программы):
- Прослушать междисциплинарный курс «Теории познания», который чаще всего проходит в форме обсуждений. Это абсолютно новая дисциплина не только для средних школ стран СНГ, она также не встречается ни в одной из европейских или американских общеобразовательных программ. Дискуссионные занятия позволяют студентам рассмотреть концепт «знание» во всех возможных аспектах: получение знания, его виды, распространение и т.д. Курс способствует развитию критического мышления и охватывает все сферы жизни. Завершается курс итоговым эссе, которое студент пишет под руководством преподавателя.
- Еще одно эссе студенты пишут на тему, соответствующую одному или нескольким предметам, выбранным студентом в начале обучения. Это задание способствует развитию навыков аналитического мышления и академического письма.
- Внеучебные виды деятельности, объединенные под названием «творчество, активность, служение».
Система оценивания
Знания и практические навыки студента оцениваются по семибальной шкале. Высшая оценка – 7. За каждый предмет ученик получает отдельный итоговый бал, который складывается из трех составляющих: работа в течение двухлетнего курса, итоговая работа и итоговый экзамен. К итоговой оценке по предметам добавляют до 3 баллов за центральные элементы (теория познания, итоговое эссе, внеклассные мероприятия). Таким образом – максимум, который может получить студент по итогам обучения составляет 42+3.
Для получения диплома IB необходимо набрать не ниже 24 баллов, при этом у студента не должно быть меньше 3 баллов ни по одному из предметов.
Поступление:
- возраст - не ниже 16 лет;
- собеседование по английскому языку (6.5 – IELTS. 550 – TOEFL).
По результатам собеседования комиссия может предложить подготовительный годовой курс pre-IBЕ, если сочтет знания аппликанта не достаточными.
International Baccalaureate и другие образовательные программы
Есть как минимум два момента, которые принципиально отличают программу IB от всех других национальных образовательных систем.
Во-первых, обязательный философский курс теории познания, который «учит учиться» и закладывает основы, необходимые для самообразования.
Во-вторых, обязательная программа «Творчество, действие, служение», под которой подразумевается любая реализация творческих потенциалов (от организации школьной елки до написания романа в 350 страниц), физическая активность (спорт, танцы) и любая деятельность, приносящая пользу обществу.
От постсоветских образовательных программ IB отличает само отношение к предмету изучения.
Если, к примеру, мы привыкли литературу изучать стадиально, хронологически, охватывая чуть ли не все имена и тексты в соответствии с их историческим развитием, то подход IB – сравнительный. В итоге, в рамках системы INTERNATIONAL BACCALAUREATE изучается меньшее количество произведений, но более глубокое и основательное.
То же самое касается и блока истории. Наши школьники привыкли изучать исторический процесс по датам и именам – чем больше дат «вызубришь», тем лучше «усвоил». материал. IB – программа в центр угла зрения ставит наиболее яркие и значимые исторические события и ориентируется на развитие у школьника навыков анализа исторического материала.
Математика программы IB включает больше разделов, а задания, как правило, легче наших, но не достаточно высокий уровень сложности решаемых задач компенсируется тематической широтой: студенты ID за два года осваивают основы теории вероятности, математическую статистику, высшую математику.
Естественные науки в центр изучения ставят эксперимент, а многие предметы программы ( политология. антропология, бизнес, менеджмент и т.д.), вообще, не изучаются в школах СНГ.Почему International Baccalaureate Diploma?
IB – это альтернатива предуниверситетской подготовительной программе A-LEVEL. Получение IB DIPLOMA также гарантирует поступление в любой из ведущих университетов, однако A-LEVEL ориентирована больше на англоязычное образование, IB же охватывает учебные заведения всего мира.
При выборе программы необходимо учитывать, какие именно цели Вы преследуете и что именно ожидаете от обучения.
A-LEVEL ориентирована на узкую специализацию и подросток вынужден делать свой выбор в достаточно раннем для этого возрасте, когда многие еще совсем к этому не готовы. Конечно, все решить могут и родители, как это часто и бывает, но учиться, работать и жить все-таки ему. Не стоит об этом забывать.
Обучение на программе IB охватывает широкий спектр области знания как такового. Цель этой программы – разноплановое развитие личности, всесторонняя подготовка подростка к учебе в престижном вузе и к взрослой жизни в целом. Учебный курс IB, конечно, сложнее. Это стимулирующий курс несравнимый по масштабности ни с одной образовательной программой. По статистике, ежегодно по окончанию курса не сдают на должном уровне экзамен и не получают диплома около 30 % учащихся. Но, как говорится, «тяжело в учении, легко в бою», и самые топовые университеты всегда отдадут предпочтение абитуриенту, получившему всестороннее образование IB.
Если Вы хотите, как можно, быстрее, получить диплом об окончании зарубежного вуза и устремиться сломя голову вверх по карьерной лестнице, то Вам, понятно, на программу A-LEVEL. Если же Ваши приоритеты расставлены несколько иначе и Ваша цель не ограничивается престижностью и имиджмэйкерством, Ваш выбор – это INTERNATIONAL BACCALAURETE DIPLOMA.