Что такое школа-пансион или Boarding School

Непривычное название школы и новое погружение для ребенка.


Так уж случилось, что Великобритания за свою многовековую историю никогда не испытывала крупных внутренних потрясений. Британское Королевство всегда отличалось особым умением быстро реагировать на любые изменения (политические, экономические, международные, социальные) и своевременно принимать оптимальные решения. Понятно, что эти общие характеристики применимы и к сфере образования, «гибкость» которой позволила английским частным школам по сей день успешно и гармонично совмещать накопленные столетиями опыт и традиции с готовностью адекватно отвечать на любые запросы современности. «Заезженное» определение британского образования как «эталонного» вполне оправдано. Доказательством тому служат рейтинги (которые всегда высокие) и список успешных выпускников (который бесконечен).  Миллионы честолюбивых родителей грезят о том, что их ребенок попадет-таки на «фабрику джентльменов», именно так часто именуют английские частные школы. Королевство же на стабильный спрос отвечает таким же стабильным предложением и с успехом «торгует» столь востребованным товаром, как классическое британское образование, экспортируя свои дипломы и сертификаты во все страны и континенты.

Само слово «интернат», синонимичное слову «пансион», в странах постсоветского пространства, Европы и даже в США ассоциируется с чем-то маргинальным. (Понятно, что на каждое правило есть исключения, которые, однако лишь подтверждают это правило). В своем большинстве учебные заведения, организованные по принципу пансионов, где ребенку/подростку надлежит не только получать знания, но и проживать вдали от семьи, рассчитаны либо на сирот, либо на детей с проблемами физического или психического развития.И только на Альбионе система boarding schools прижилась прочно и достигла невероятного размаха. Более того, именно эту систему Британия избрала для детей из самых обеспеченных и привилегированных семей.

Британские «закрытые школы» стремятся сосредоточить в руках учебного заведения не только весь процесс обучения, но и само формирование личности. Цель – воспитание гражданина, убеждения и идеалы которого будут соответствовать принципам современного британского общества.

Такой подход уходит своими корнями в далекое средневековье, когда публичные (частные) школы преследовали одну цель – дать качественное классическое образование для будущей публичной карьеры, т.е. для карьеры государственного чиновника или церковнослужителя.

С XIX столетия образовательно-воспитательная «доктрина» корректируется: если среднековая публичная школа стремилась укрепить дух учеников через религию, то теперь конечной целью становится формирование характера «истинного англичанина», пуританина, с твердыми моральными устоями, незаурядными умственными способностями и джентльменскими манерами. Реформатором выступил доктор Томас Арнольд, открывший в 1827 году школу Регби. Именно с его легкой руки сегодня спортивные дисциплины и «доблести» являются неотъемлемой составляющей классического британского образования, именно доктор Арнольд впервые определил спорт как один из основных методов воспитания молодежи.

Школа-пансион – это школа постоянного проживания, где учащиеся живут и учатся в течение учебного года. Совместное обучение «пасионеров» (постоянно проживающие в школе) и «приходящих учеников» (живут с семьями и в конце учебного дня возвращаются домой) создает благоприятную атмосферу для общения.

Большинство школ-пансионов являются смешанными, здесь учатся и мальчики, и девочки (классы смешанные, но проживание раздельное). Также есть много школ только для девочек или только для мальчиков.

В пансионах учатся как британские, так и иностранные студенты, для которых английские частные школы считаются идеальным местом. На протяжении многих лет совместно с английскими детьми из знатных семей в школах-интернатах обучались и проживали богатые наследники из многочисленных колоний Британского Королевства. Методики интеграции детей-иностранцев в новую среду, «оттачиваемые» не одно столетие, с успехом применяются и современными английскими частными школами.

Сегодня частная школа-пансион – это инфраструктурный комплекс, состоящий из учебных корпусов, всевозможных домов творчества, спортивных залов, площадок и сооружений, специальных корпусов для проживания. Часто в английском пансионе предусмотрено отдельное здание для занятий театральным искусством. Имеются также крытый бассейн, общешкольные столовая и кафе, магазины с товарами первой необходимости. Некоторые школы содержат свои конюшни.

Современная британская система пансионного образования представлена не только «частниками», но и государственными школами интернатовского типа. По понятным причинам, «бюджетники» не могут конкурировать даже с относительно скромными частными пансионами. И это связано не только (и не столько) с разницей финансирования и материальной оснащенностью богатых частных интернатов.

Помимо финансовой независимости, частные школы самостоятельны и в своих образовательных стратегиях. В отличие от государственных школ, которым учебные программы директивно спускают «сверху», независимые школы (Independent Schools - так они называются официально) разрабатывают свои образовательные программы на месте.

В солидных частных школах, как правило, предметов изучается больше, чем в школах государственных. Так, в прославленном Итоне математика и латынь, древняя история и информатика преподаются на уровне Кембриджского Университета. Одна из планок знаменитой Радли скул - обеспечить всем выпускникам знание информационных технологий на уровне требований Кембриджа. Знаменитая богатейшая британская библиотека классической литературы также находится на территории Радли. Предусмотрено и обучение студентов охоте (национальному спорту англичан) – школа содержит конюшню с собственной псарней. Не менее «роскошны» материальные базы других топовых пансионов – таких, как Хэрроу, шотландский Гордонстоун, Винчестер...

Основное преимущество частной школы перед государственной – селекционный отбор учащихся, т.е. зачисление в ряды своих студентов наиболее ярких, способных и одаренных. Например, чтобы попасть (вернее, получить шанс попасть) в престижную boarding school Радли, записываются за 10 лет, т.е. в трехгодовалом возрасте (а лучше записаться, вообще, с самого рождения). Список ожидания огромен, а потому «лист ожиидания» ничего не гарантирует. Администрация Радли скул не проводит ни собеседований, ни вступительных экзаменов, а определяет уровень подготовки кандидата, предварительно  «отслеживая» его, запрашивая данные в тех школах, где он учился ранее. Если кандидат слаб, ему откажут.

Ни дворянский титул, ни связи, ни деньги не помогут попасть в топовый пансион, если IQ претендента не соответствует стандартам выбранного им учебного заведения. Пожалуй, современная элитная школа-пансион – одно из немногих мест, где деньги не решают все, хотя от них и зависит многое. Вот отрывок из разговора одного российского журналиста с завучем Радли Скул Эндрю Рикса:

-Предположим, что к вам обратится российский гражданин, который не был в состоянии - по известным причинам! - записать своего ребенка в Радли 10 лет назад. Он, стало быть, опоздал. Но он готов заплатить "сверх", например, выступить спонсором колледжа. Примете его в обход очереди?

- Нет, не примем. Подобные вещи наш колледж не практикует. Это исключено.

Не практикуют подобные вещи и другие именитые частные школы Британии.

Знаменитый Итон также осуществляет зачисление учеников по предварительной записи. Записываются либо на следующий день после рождения, либо до исполнения ребенку десяти с половиной лет. По достижении 11-ти мальчика (Итон – мужской колледж) пригласят в колледж для интервью  и так называемого теста на выявления склонностей.Что бы успешно «пройти» это собеседование ребенку будет совсем недостаточно «вызубрить» школьные учебники от корки до корки. Люди звезд с неба не хватающие зачастую обладают феноменальной памятью. Итон же заинтетересован в нестандартно и творчески мыслящих, с высоким IQ. Если юный претендент окажется таковым, то его ждет финальный тест через два года, успешная сдача которого плюс положительные характеристики от директора прежней школы откроют перед ним ворота итонской мечты. По статистике, из 250 выпускников Итона в университеты поступают 250.


Однако британская система образования предлагает пансионы и поскромнее, и это совсем не означает, что уровень преподавания или комфортность проживания в этих школах никуда не годится. Для того, чтобы, например, поступить в старейшую школу King Edward`s School, основанную в Лондоне в 1553 году, необходимо сдать только два экзамена — английский язык и математику. Школьники из Великобритании должны дополнительно сдавать тест IQ, иностранцы – нет. 25% учеников King Edward`s School (около 95 человек) учится за счет средств благотворительных фондов, а также денег, выделенных из бюджета Лондона. Это талантливые дети, которые попадают в школу из-за сложных семейных обстоятельств. Многие иностранные ( и не только) студенты используют такого рода «средние» школы как промежуточный этап на пути к поступлению в более престижные средние учебные заведения. И некоторым это удается.

Британский пансион – отличная стартовая площадка для желающих поступить в ведущие университеты мира. Немногочисленные классы и индивидуальные учебные программы выигрышно сказываются на качестве и результативности образования. Кроме того, новые знакомства, плавно «перерастающие» в дружеские отношения, в будущем могут положить начало длительному и продуктивному деловому партнерству.

Ограниченность и зашоренность сознания некоторых родителей (преимущественно в странах СНГ), предпочитающих удерживать свое любимое чадо как можно дольше возле себя, не позволяют им понять очевидное: обучение и проживание в boarding school, прежде всего, приучает к самостоятельности, собранности, ответственности за свои поступки, способности принимать решения, руководствуясь исключительно собственными принципами, независимости мышления. Все эти качества закономерно «приведут» ребенка к достижению стопроцентного успеха в любых сферах деятельности. Именно британские школы-пансионы на протяжении столетий формировали политические и экономические элиты многих стран мира. И если Вы, действительно, хотите быть спокойными за будущее своего ребенка и в перспективе видите своего его целеустремленным и успешным, интеллигентным и интеллектуально «подкованным» - то Вам прямая дорога на «фабрику джентльменов».

Кардинальные изменения привычного уклада жизни часто проходят болезненно. В большей степени это касается неокрепшей психики ребенка. 13-14 лет – оптимальный возраст для смены школы и переезда в другую страну. В этом возрасте подросток уже не так привязан к родному дому, проще воспринимает все новое, а потому адаптация в иноязычной культурной среде проходит быстрее и без возможных психологических травм.

На сегодняшний день в boarding school обучаются 800 тысяч человек, самих же частных школ в Британии насчитывается 2400. 2400 – это 7 % от общего числа британских школьников. Капля в море! Однако из этого «ничтожного» числа формируется половина всех британских студентов, которых заслуженно именуют интеллектуальной элитой своего поколения.