Дистанционное образование: Вызов традициям

Дистанционное образование онлайн стало популярным совсем недавно и продолжает набирать обороты. В чем же преимущества?


Информационные технологии бросают вызов традиционному высшему образованию. Самый популярный сайт дистанционного образования COURSERA имеет более 6 миллионов пользователей и предлагает сотни различных курсов. Слушатели могут общаться с преподавателями, к примеру, по скайпу, сдавать экзамены и получать сертификаты. Занятия проводят независимые эксперты и профессора ключевых университетов от Сингапура до Калифорнии.

Сегодня существуют две стратегии дистанционного образования:

  • слушатель регистрируется, платит за обучение и только после этого получает доступ к курсам;
  • курсы доступны бесплатно всем желающим, а за сдачу экзаменов и получения сертификата нужно заплатить.

Американские университеты пошли по второму пути и чувствуют себя уверенно. Европейские оказались более консервативными и уже начинают отставать.

Шквальное распространение онлайн-образования обостряет конкуренцию за студента. Теперь можно выбирать: платить ли за проживание и обучение в среднем вузе или оставаясь дома инвестировать те же деньги в интернет-образование в первоклассном университете.


Но дистанционное обучение сводится к прагматическому получению знаний, тогда как классическое университетское образование – это всегда непосредственное общение преподавателя со студентами и студентов между собой, атмосфера кампуса, академический дух, стартовые возможности.

Остается также непонятным, как быть с творческими специальностями, когда контакт учитель – ученик является обязательной составляющей процесса обучения. Выучиться актерскому мастерству заочно? К слову, и экономические дисциплины, с которых началась эта онлайн «образованщина» со скрипом поддаются формализации, потому как гуманитарный аспект здесь все же преобладает. Экономика, как ни крути, наука о человеке и финансах.

Вообще, дистантное обучение – явление не такое уж и новое. Десятилетиями в нашей, уже несуществующей, стране практиковалась заочная форма образования. И вопросов, почему-то ни у кого не возникало. А дистантное образование собственно в интернет-формате уже успело «претерпеть» своего рода эволюцию. Началось все в 90-е, когда в сетевом пространстве начали появляться учебные онлайн курсы. Вторая волна онлайн образовательных проектов стартовала относительно недавно. Есть конкретная дата – январь 2011 года. Тогда появились массовые образовательные онлайн курсы, так называемые МООКи.

Первым был Стенфорд, постепенно присоединились другие топ-вузы. С появлением МООКов связывают революцию в образовательной сфере.

Во-первых, элитное образование, за которое раньше надо было платить неподъемные для многих суммы, становится почти бесплатным и доступным во всех точках мира. Те, кто успешно сдает курс, (а таких, справедливости ради, скажем, не так уж много) получают сертификаты на законных основаниях. И пусть это не абсолютный аналог диплома Стэнфорда или Гарварда, но в полученном онлайн-слушателями сертификате черным по белому написано о том, что такой-то действительно прослушал курс тех самых знаменитых гарвардско-стэнфордских профессоров.

Второй, принципиальный, момент связан с тем, что появляется новый дизайн онлайн курсов. Это уже не двухчасовые лекции, записанные в аудитории, а набор очень коротких видеороликов с подробными комментариями. Ролик, как правило, длится 7-12 минут и в нем обсуждается максимум две идеи. Такой формат, надо сказать, абсолютно отвечает веяниям современности. Недавно ученые доказали, что современный молодой человек просто физиологически неспособен удерживать внимание на чем бы то ни было более 10 минут. И если в 2000-м эта цифра была равна 25-и минутам, то к 2015-му она уже сократилась до 10-ти.

Так правда ли, что мы все активнее будем переходить на «удаленку» и к чему это может привести?

На платформе COURSERA аудитория удваивается каждые полгода. И все же пока с полной уверенностью можно говорить о том, что онлайн-образование остается параллельным и не ведет к оттоку студентов из вузов. Сейчас оно все же ближе к самообразованию, но уже просматриваются первые тенденции полного замещение традиционных академических курсов онлайновскими. И прежде всего это касается США.

Элитное образование вряд ли когда-нибудь станет дистанционным. Представим, известный профессор блестяще прочел лекцию онлайн. Однако ни известность, ни авторитет, ни оригинальность не сделают из скайп-картинки живого человека. Большинство развитых культур высококонтекстны, говоря проще, основной пласт знаний передается ученику не посредством аудиторных лекций, а в процессе непринужденного общения ученика и учителя в коридоре, столовой, в споре на семинаре и т.п.

Невозможно вырастить «высокого» профессионала без его непосредственного общения с лидерами этой профессии!

В МГУ, например, сейчас активно практикуют замену традиционных лекций рассказами приходящих к студентам лидеров рынка о том, как именно работает та или иная отрасль. Профессорский состав единодушно одобряет эти тенденции – только практик в живом общении может донести до студентов саму суть. Кто как не он?

Вопреки всему сказанному, очертим и очевидные преимущества онлайн-новшеств в образовательной сфере.

Дистанционное образование – это не навязанная извне система, а сознательный, целенаправленный выбор человека. Для того, чтобы это «работало» нужно быть очень мотивированным человеком: «я точно хочу получить гарвардский диплом и при этом заплатить не очень большие деньги», «я сам себе формирую программу на всю жизнь» и, наконец, «я сам несу ответственность за инвестирование в самого себя».

В истории не мало процессов, которые не поддаются оценки с точки зрения хорошо/плохо, социальное зло/благо, но требуют незамедлительного решения участвуешь/остаешься за пределами. Остаться за пределами мы не можем - бешеные скорости научно-технического прогресса не позволят. А оценивать придется лет так через 15-20, когда окончательно социально оформится это «цифровое» поколение.