Стипендия Erasmus Plus – реальная возможность

Воспользуйся шансом!

Тенденции глобализации затронули все сферы общественной жизни. Экономика, политика, религия… Конечно, не является исключением и образовательный сегмент как наиболее значимый и, можно сказать “первичный” в этом ряду. Гражданином мира не становятся в одночасье, осознание собственной причастности ко всем значимым процессам вселенского масштаба начинается со школьной скамьи и окончательно закрепляется уже по выходу из alma mater. Если, конкретнее, то сегодня более или менее внятно размышляющий человек отлично понимает, что процессы сближения, интеграции различных ментальных культур – явления закономерные и неизбежные. Интернационализация промышленности, экономики, культурного сектора постепенно привели к тому, что в современном мире оказывается востребованным индивид, мыслящий категориями крупномасштабными, не «терпящими» присутствия узконациональных или искусственно созданных, условных географических ограничений, а «всемирная» биржа труда все настойчивее требует профессионалов, обладающих такими знаниями, умениями да и сугубо личностными качествами, которые бы способствовали быстрому и безболезненному приспособлению к любым новым условиям.

Процессу адаптации к инокультурной среде не должны мешать ни языковые барьеры, ни образовательные стандарты. Постиндустриальная стадия развития homo sapiens априори определила в качестве конкурентоспособного и востребованного на мировом рынке специалиста не узкого профессионала, руководствующегося узколичностными, «местечковыми» интересами, а глобалиста-международника, система ценностей которого распространяется на весь земной шар.

Понятно, что при таком «раскладе» международное образование становится как никогда актуальным. И дело здесь совсем не в престижном дипломе или записи о прохождении стажировки за рубежом, которая выставит резюме в выгодном свете. Новое время требует нового человека, с иными ориентирами и запросами, а вузы, образовательные программы которых предлагают своим студентам возможности получения международного опыта, рассматриваются современными абитуриентами как приоритетные. Такие подходы к системе образования часто реализуются через программы обмена, среди которых одной из самых авторитетных долгое время была программа студенческого обмена ERSAMUS MUNDUS.

Немного истории

История «эразмусов» началась в 1987 году, когда стартовала некоммерческая программа обмена студентов, ориентированная на страны ЕС, ERASMUS (тогда еще без «mundus»). Свою цель, новая программа видела в стимулировании и мотивации молодежи Европы к учебе, к осознанию всех преимуществ высшего образования, поднимая планку самооценки на более высокий уровень у школьников и абитуриентов, призывая к активации амбиций и потенциалов. Программа открывала широкие горизонты преподавателям, которые имели возможность осуществлять педагогическую деятельность в зарубежных университетах, способствовала зачислению абитуриентов в зарубежные вузы, организовывала поездки стажеров и практикантов в страны-партнеры, входящие в Европейский Союз. Материальный аспект этого широко развернувшегося на весь европейский континент проекта брали на себя Европейский союз и домашние университеты. Международные студенты имели возможность получать стипендии, которые покрывали все дополнительные расходы на собственно проживание за границей. К слову, принципы деятельности ERASMUSхорошо раскрывает само название программы, которое отсылает к эпохе Северного Возрождения 16 столетия и к «властителю дум» того времени – нидерландскому гуманисту Эразму Роттердамскому. Его можно назвать первым глобалистом в истории человечества – философ объездил всю Европу, преподавал и учился во многих европейских университетах того времени, получая новые знания и перенимая культурный опыт других стран.

Параллельно программе ERASMUS набирала обороты программа ERASMUS MUNDUS. Это была новая международная образовательная программа, не отличавшаяся принципиально от программы ERASMUS стратегически, но существенно расширившая географию своей деятельности («mundus» - лат. «вселенная», «мир»), стремясь довести процесс глобализации европейского образования до разумного, логического конца. Постепенно программа ERASMUS MUNDUS распространила свое влияние на половину земного шара, включая и Узбекистан, на территории которого программа осуществляла свою, надо сказать, весьма плодотворную деятельность с 2007 по 2014 год. Источником денежных потоков оставался бюджет ЕС, что в итоге привело к финансовому краху в 2014 году, а на международной образовательной площадке появляется очередной, уже третий из «эразмусов» - ERASMUS PLUS.

Почему плюс?

ERASMUS PLUS – это новая интегрированная образовательная программа, объединившая все, существующие на тот момент под эгидой Европейского союза, международные программы.  Ее деятельность была направлена на поддержку молодежи в образовательной сфере и спорте. ERASMUS PLUS – полифункциональная программа, выступающая как интеграл по отношению к семи образовательным программам:

  • три  международных программы в области высшего образования: Эразмус Мундус, Темпус, Альфа;
  • четыре программы профессионального образования для взрослых: Леонардо, Грюндтвиг, Комениус и все еще действующая на момент 2014 года программа Эразмус.

Опираясь на более чем 25-летний опыт ведущих европейских образовательных программ, ERASMUS PLUS, стремится раздвинуть их границы; учитывая все прошлые успехи и достижения, конструктивно включает в собственную систему элементы наработок предшественников. Поэтому деятельность программы ERASMUS PLUS так многогранна и сегментирована. Под этим брендом реализуются такие образовательные стратегии, как:

  • ERASMUS PLUSCOMENIUS – сегмент общего среднего образования.
  • ERASMUS PLUSERASMUS – сегмент высшего образования.
  • ERASMUS PLUSERASMUS MUNDUS – сегмент совместных магистерских степеней.
  • ERASMUS PLUSLEONARDO – сегмент профессионального образования и подготовки кадров.
  • ERASMUS PLUSGRUNDTVIG – сегмент обучения взрослых.
  • ERASMUS PLUSYOUTH IN ACTION – сегмент неформального и неофициального обучения молодежи;
  • ERASMUS PLUSJEAN MONNET – исследования интеграционных процессов в ЕС.
  • ERASMUS PLUS: SPORTS – спортивный сегмент.

Если ERASMUS MUNDUS перекроила карту и расширила географические границы влияния своих просветительских интенций, то ERASMUS PLUS коснулась возрастного ценза (образование для взрослых), а также раздвинул социальные границы.

Изменения в социальной сфере, экономический кризис, глобальная конкурентная борьба за таланты, высокий уровень безработицы – все эти факторы определили новый подход:

  • тесные связи между образовательными программами и политикой,
  • сильный фокус на практическую пользу для ЕС,
  • рациональная простая структура,
  • молодежь ,
  • спорт и т.д.

Деннис Эббот, официальный представитель Еврокомиссии по вопросам образования, о новой программе говорит с оптимизмом и уверенностью в том, что, несомненно, новая программа ERASMUS PLUS покажет себя с самой лучшей стороны, будет масштабнее и совершеннее, чем предшественница. В фокусе интересов прежних программ как в ERASMUS, так и в ERASMUS MUNDUS, - прежде всего международный академический обмен между университетами, программа PLUS – шире: это и волонтерская работа для студентов, и всевозможные курсы повышения квалификации, профессиональное обучение молодых рабочих. Проект «учимся всю жизнь» предлагает и различные варианты дообразования для взрослых, которые по каким-либо причинам не окончили вуз в молодости. Объединив, почти все образовательные программы, существовавшие ранее, разработчики программы ERASMUS PLUS сгруппировали также и все наработки и удачные решения «предшественниц» и, отделив зерна от плевел, создали оптимальную образовательную программу. Даже больше – масштабный образовательный проект.

Основные направления

Новая программа стремится внести свой вклад в реализацию очень разных европейских образовательных программ, которые неоднократно выносились на обсуждение (Европа-2020, ЕТ-2020, ЕС - молодежная стратегия и др.), но существуют и ключевые направления.

К1: Международная академическая мобильность,

подразумевающая долгосрочные/эпизодические поездки студентов или педагогов за рубеж для учебы, преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы, а также повышения квалификации.

К2: Сотрудничество и профессиональный взаимообмен  лучшими практиками. 

Налаживание связей между вузами и передовыми стейкхолдерами для содействия развитию инноваций в вузовской системе; поиск новейших методов популяризации знаний в тех проектах, которые нацелены на результат, т.е. в отраслях, сравнительно недавно появившихся.

К3: Поддержка реформ в образовательной сфере.

Направление ЖАН МОННЕ 

Грантовая программа ЖАН МОННЕ (французский предприниматель и государственный деятель 20 века, считающийся «отцом» EU) способствует расширению информационного пространства знаний о происходящих в Европе интеграционных процессах путем преподавания и научно-исследовательской работы. Научные приоритеты – вопросы истории ЕС, развития, перспектив, действующего законодательства и возможности/необходимости его редактирования на территории ЕC. В круг стратегических интересов ЖАН МОННЕ входят, конечно, и взаимоотношения стран Евросоюза со странами других регионов. Проект ЖАНА МОННЕ ориентирован исключительно на вузы (университетский уровень) и охватывает 68 стран пяти континентов. Еще в 1989 году была учреждена грантовая ПРОГРАММА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА имени ЖАНА МОННЕ, которая просуществовала до 2013-го, а в 2014-м была интегрирована в преобразованном виде в ERASMUS PLUS. Отбор проектов на получение грантов проводится на конкурсной основе среди преподавателей и университетов со всех стран мира.


Немного математики

  • общий бюджет - 14,7 млрд евро, что составляет на 40% больше бюджета ERASMUS MUNDUS.
  • ЕС-гранты и обучение около 4 миллионов человек в 125,000 зарубежных образовательных учреждениях.
  • распределение бюджета:

мобильность - 63%

сотрудничество для инноваций и обмена передовым опытом -  не менее 28%

поддержка реформ политики - 4.2%

  • 800.000 педагогов овладели за рубежом новыми методиками преподавания.
  • 600 совместных с партнерами проведенных спортивных мероприятий, в том числе некоммерческих

При поддержке проекта ЖАН МОННЕ:

  • 600 краткосрочных курсов для преподавателей во всем мире,
  • более 100 центров ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

Воспользуйся шансом

ERASMUS PLUS – это реальная возможность получить образование за рубежом в самых лучших вузах мира, где создавались и продолжают создаваться авторитетные научные школы. Вы получаете возможность выбора собственного индивидуального «образовательного маршрута», у Вас появляется «многовероятный» шанс получить качественное образование.

Педагоги и научные сотрудники открывают для себя перспективы сотрудничества с зарубежными коллегами, что не может остаться безрезультатным и обязательно принесет свои плоды.

Высшие учебные заведения через программу ERASMUS PLUS оказываются на международной арене действенной и продуктивной конкуренции, что непременно ведет их по пути совершенствования.


Преимущество международных программ студенческой мобильности в принципиальном ее отличии от привычных зарубежных стажировок: образовательная поездка студентов хоть и лимитирована, но долгосрочна – до одного учебного года. Проживая и обучаясь за границей, учащийся осваивает не только отдельные узкоспециализированные дисциплины и совершенствует языковые навыки, но и осваивает программу полного курса (годичного или семестрового)  от А до Я, что по возвращении ему обязательно зачитывается.

Требования к аппликантам

  • претендент должен закончить как минимум два курса бакалавриата;
  • не допускается к подаче документов студент с академическими задолжностями;
  • уровень владения английским языком (или рабочим языком  выбранного вуза должен быть не ниже В2.