Долгие годы, работая над своим имиджем страны качества и престижа и утвердившись, наконец, в таком статусе в сознании миллионов, Швейцария сегодня притягивает «легионы» туристов. Туристический бизнес – одна из основных отраслей экономики страны. 20 % всех доходов Швейцарии приходится на туризм. Едут все: и пенсионеры, и школьники, и молодые пары, и одиночки-экстремалы.
Швейцария, расположенная в сердцевине Альпийских гор, как будто создана специально для туризма. Одна из гельветских легенд так излагает историю происхождения «альпийской жемчужины»:
Когда бог распределял природные богатства, он забыл об одной очень маленькой незаметной стране, расположенной в самом центре Европы. И тогда, чтобы исправить свою ошибку, забывчивый бог наградил эту землю горами, похожими на каменные замки, искрящимися ледниками, огромными водопадами и изумрудными озерами – так родилась Гельвеция – абсолютное воплощение божественной красоты и премудрости.
Средоточие туристической индустрии – это, прежде всего, разветвленная сеть горноклиматических курортов. Альпийский хребет занимает 2/3 всей Швейцарии, которая является родиной горнолыжного туризма. Такие знаменитые элитные курорты, как Давос, центр туризма и международного спорта, Санкт-Мориц, известный своими минеральными источниками, или «итальянский» Церматт, в окрестностях которого можно увидеть крупнейший альпийский ледник Горнер, не нуждаются в особом представлении.
Для любителей городского отдыха незабываемым останется время, проведенное в Люцерне, с его уникальной архитектурой, знаменитыми музеями и известным на весь мир Альпинеумом, в котором можно наблюдать 3D-панораму Альп. Можно прогуляться по средневековым улочкам Базеля, где похоронен Эразм Роттердамский, посетить франкоязычную Лозанну, «нижний город» которой гордится замками 16 века.
Особого внимания заслуживает Женева. Здесь расположена одна из штаб-квартир ООН, но современная мегаполисная цивилизация даже не прикоснулась к 2000-летней истории маленького городишка с населением чуть более 100000 человек. Здесь время словно остановилось (впрочем, как и во всей Швейцарии), а о минувших днях постоянно напоминают музеи и галереи на любой вкус.
Двенадцать швейцарских исторических и культурных памятников находятся под охраной ЮНЕСКО. Например, бенедиктинский монастырь Святого Иоанна в восточной части страны, возведенный в XVIII в эпоху Каролингов. Уникальный памятник построили на торговом пути, и проходящие купцы часто в аббатстве находили себе ночлег. Уникальной обитель делают настенные фрески и рельефные узоры в романском стиле. Или средневековый замок Кастельгранде – первое оборонительное сооружение из трех крепостей, защищавших когда-то старинный город Беллинцона. Старый город Берна, объединяющий в себе архитектурные стили разных эпох. Словом, нет желания вставать на лыжи – «зри в древность».
Бурное развитие швейцарского туризма предопределяет процветание гостиничного бизнеса в этой стране. Отели – важнейшая составляющая туристической инфраструктуры, наряду с транспортом, индустрией питания и развлечений, туроперейтинга.
Статистика утверждает, что количество отдыхающих - величина относительно постоянная, независящая от смены сезонов. Конечно, особый «наплыв» приходится на летний и зимний периоды, но и в «мертвый» сезон в приезжих недостатка не наблюдается. Отели (здесь их свыше 10000) встречают посетителей в духе традиций гостеприимства, столь сильно почитаемых на альпийской земле. Роскошные, фешенебельные отели или маленькие, уютные гостиницы-шале всегда приятно удивляют отличным сервисом и безупречным интерьером.
Инфраструктура отличается многообразием предлагаемых отелями услуг. В распоряжении любителей летнего отдыха – виндсерфинг, площадки для гольфа, возможности конного спорта; для предпочитающих отдыхать зимой – горнолыжные трассы всех видов (от санных до трасс для беговых лыж), новичкам предложат школы для начинающих горнолыжников; круглый год – восхождения под руководством инструкторов-профессионалов, пешие прогулки разных маршрутов, катки с искусственным покрытием, корты для тенниса и сквоша, прыжки с парашютом и путешествия по воздуху на шаре.
Наряду с недавно выстроенными, топовыми отелями такими, как Atlantis by Giardino или Fairmont Le Montreux Palace 5*, в Швейцарии много гостиниц с многолетним прошлым, которым удалось «выжить» и сохранится почти в первозданном виде. Вообще, история швейцарского гостиничного бизнеса неразрывно связана с новой историей самой Швейцарии, которая началась после окончания наполеоновских войн в 1815 году. Правда, до конца 19 века Швейцарский туризм представлял собой исключительно летние виды отдыха и туристическими центрами 19-го столетия были, в основном, приозерные города. Живописные пейзажи и изумрудные озера очень скоро «выдвинули» Швейцарию на первое место в ряду других туристических стран. Между тем, колумбы-первопроходцы с азартом «осваивали» альпийские земли: прогуливаливались по улочкам старинных городов, осматривая замки и соборы, поднимались в горы. Постепенно швейцарцы стали задумываться о развитии туристской инфраструктуры. Так, в 1834 году появилась первая «настоящая» гостиница - грандиозный женевский «Hotel des Berges», что положило начало масштабному отелестроительству по всей стране.
К сожалению, зачастую люди «выбираются» за рубеж не только для отдыха или работы. Последние несколько десятилетий… Читать продолжение ->
«Бриллиант» под названием Швейцария. Часть 1. Об олигархах, налогах и банках ->
«Бриллиант» под названием Швейцария. Часть 2. Идеальное место для безопасной жизни ->